Ахимса – принцип ненасилия как
универсальная нравственная истина
Введение. Принцип ахимсы (санскр. ahiṃsā – ненасилие, непричинение
вреда) утверждает недопустимость умышленного причинения вреда живым существам и
ориентацию на максимальное снижение насилия. Эта этическая заповедь зародилась
в древних индийских духовных традициях и со временем была воспринята как
краеугольная ценность во многих религиях мира и светских этико-философских
системах. Во всех культурах можно найти вариации золотого правила «не делай
другим того, чего не желаешь себе», отражающие универсальность идеи ненасилия.
В данном аналитическом отчёте рассмотрены: концепция ахимсы в ведущих мировых
религиях (индуизм, джайнизм, буддизм, христианство, ислам, иудаизм, даосизм) и
в ряде философских течений (стоицизм, гуманизм, секулярный пацифизм);
историческая эволюция принципа ненасилия и его воплощение в правозащитных,
антивоенных, вегетарианских и экологических движениях; сравнительная таблица
заповедей ненасилия/запрета убийства в разных традициях; анализ современных
препятствий на пути следования ахимсе (политика, экономика, питание, технологии,
войны и пр.); а также обоснование того, почему ахимсу можно считать
универсальной нравственной истиной, понятной любому человеку вне зависимости от
веры.
Ахимса в религиях и философско-этических системах мира
Индуизм
В индуизме ахимса считается одной из
высших добродетелей. Хотя ведийская религиозная традиция изначально допускала
жертвоприношения, этическое осмысление ненасилия развивалось постепенно. Уже
древние упанишады (≈ VIII–VI вв. до н.э.) включали ахимсу в перечень основных
добродетелей и запрещали насилие против «всех существ», связывая
ненасилие с освобождением из круговорота рождения (сансары)[1][2]. В Махабхарате
провозглашается: «Ахимса парамо дхарма» – «ненасилие есть высший
закон (долг)»[3][4]. Этот эпос многократно повторяет
мысль, что непричинение вреда – высшая моральная норма, высшее самообладание и
даже «величайшее счастье». С течением времени понятие ахимсы проникло во
все аспекты индуистской этики: так, многие индуисты придерживаются
вегетарианства как практического выражения ненасилия по отношению к животным.
Классические тексты обсуждают также допустимые исключения – например,
необходимость самообороны или войны по справедливой причине. Индуистские
мыслители разработали принципы «справедливой войны», признавая, что
война допустима лишь в крайнем случае, должна вестись праведно и преследовать
цель восстановления мира[5][6]. Тем не менее, идеал состоит в том,
чтобы избегать войны и решать конфликты честным диалогом, прибегая к силе лишь
в последнюю очередь[7]. В йогической философии ахимса
возведена в абсолют: она названа первым и важнейшим принципом Ямы –
нравственного самоконтроля. Без утвердившейся ненасильственности практикующий
не может продвинуться на пути йоги[8][9]. Таким образом, в индуизме
ненасилие считается фундаментом праведной жизни, хотя в реальной практике
допускаются ограниченные случаи применения силы, порождая дискуссии о границах
ахимсы в мирской жизни[10].
Джайнизм
Джайнизм наиболее последовательно и строго воплотил принцип ахимсы. Джайнские
наставники провозгласили: «Ахимса парамо дхарма» – «ненасилие есть
высшая религия (долг)», и эта фраза украшает стены джайнских храмов[11][12]. Ахимса является первым и главным
из пяти великих обетов джайнов; все остальные обеты (правдивость, неворовство и
пр.) служат поддержанию обета ненасилия[13]. Джайны трактуют ненасилие
предельно радикально: запрещено намеренно убивать любое живое существо,
и монахи даже фильтруют воду, метут дорожку перед собой и носят марлевые
повязки на рту, чтобы не проглотить насекомое[14][15]. Убийство животных ради пищи
полностью исключается[14]; по возможности джайны стараются
не вредить даже растениям, употребляя в пищу лишь необходимое для выживания и
избегая выкапывания корнеплодов, чтобы не губить всё растение. Многие джайны
воздерживаются от земледелия и скотоводства, выбирая профессии торговцев,
учителей, финансистов, дабы не быть замешанными в непреднамеренном убийстве
существ при пахоте или выпасе скота[16][17]. Идеал для монаха – пожертвовать
собственной жизнью, но не нарушить обет полного ненасилия, даже если на
него нападают[18][19]. В светской же жизни джайнизм учит
принципу «ахимса с осмотрительностью (прамада)» – то есть уменьшать
насилие посредством правильных намерений и предельной осторожности в каждом
действии[20]. Исторически джайны настолько
ревностно следовали ахимсе, что порой критиковали буддистов и индуистов за
«непоследовательность» и попустительство в воплощении ненасилия[21][22]. Хотя джайнская традиция строго
пацифистская, в средние века под воздействием внешних угроз даже в её текстах
появились редкие оправдания оборонительного насилия, если это предотвратит ещё
большее зло[23][24]. Однако в целом джайнизм остаётся
самой бескомпромиссной религией ахимсы, за что Махатма Ганди отмечал: «Ни
одна религия в мире не разработала принцип ненасилия так глубоко и
систематично, как джайнизм… Когда принцип ахимсы будет принят людьми всего
мира, джайнизм обретёт высочайший статус, а Махавира будет почитаться
величайшим авторитетом ненасилия»[25][26].
Буддизм
Буддизм воспринял ахимсу как
первейшую нравственную норму. Первый обет из Пяти Заповедей буддизма
гласит: воздерживаться от отнятия жизни любого живого существа. Этот
обет обязателен как для мирян-буддистов, так и для монахов[27]. Будда учил безграничной
доброжелательности (метте) ко всем существам и осуждал не только сам акт
убийства, но и психологические корни насилия – гнев, ненависть, жадность[28]. Ранняя буддийская литература самым
решительным образом порицает убийство и прославляет идеального
правителя-пацифиста[29]. Хотя Будда признавал, что войны
происходят, и не требовал от царей немедленного роспуска армий, он ясно указал:
кто погибает в бою с намерением убить, рискует дурным перерождением[30]. Ненасилие – сквозная тема
буддийского канона[31]. Буддизм поощряет решать конфликты
мирными средствами и применять минимально необходимое воздействие,
исключая умышленные страдания[28][32]. Так, в Дхаммападе сказано: «Никогда
в этом мире ненависть не прекращается ненавистью; она прекращается лишь
отсутствием ненависти». На практике буддийские общины добровольно соблюдали
ахимсу, веря в закон кармы: убийца, согласно учению, навлекает тяжёлые
последствия в будущих перерождениях (особенно если жертва – святой или монах)[33][34]. Спасение животных от убоя
считается благим делом, улучшающим карму[35][36]. Буддийские тексты даже запрещают
некоторые профессии, связанные с насилием: торговлю оружием, мясом, живыми
существами, ядами и одурманивающими веществами[37][38]. В буддийских обществах многих
стран укоренилась традиция вегетарианства и защиты жизни. В то же время,
подобно индуизму, буддизм выработал разные взгляды на допустимость насилия в
крайних обстоятельствах. В теории абсолютного пацифизма буддийские
монахи доходили до самоотверженной «парамита терпения», когда лучше
умереть, чем убить. Однако ряд буддийских мыслителей позднее допускали оборонительную
войну – например, в случаях, когда это предотвращает большое зло (в
хрониках упоминаются советы царям защищать народ от агрессоров, оставаясь лично
сострадательными к врагу)[39][40]. В целом буддийская этика призывает
по возможности избегать любого насилия, а если оно неизбежно, то совершать
действие без гнева и с сочувствием. Буддийский император Ашока (III в. до
н.э.), раскаявшийся в кровопролитии, стал образцом государственного воплощения
ахимсы: он запретил жертвоприношения и охоту, ограничил убой скота,
объявил дни без убийства, поощрял вегетарианство и заботу о животных[41][42]. Таким образом, буддизм закрепил
принцип ненасилия как необходимое условие духовного прогресса и мирной жизни,
делая акцент на внутреннем искоренении агрессивных намерений.
Христианство
Хотя термин «ахимса» в
христианстве не употребляется, идеал любви и непротивления злу
пронизывает Евангельские наставления. В Ветхом Завете декалог содержит прямую
заповедь «Не убий» (Исх. 20:13) – категорический запрет убийства[43]. Иудаизм и христианство
традиционно отождествляют человеческую жизнь с высшей ценностью, поскольку
человек сотворён «по образу Божию». В Новом Завете Иисус Христос
усиливает требование нелюбviolence: в Нагорной проповеди Он говорит: «Вы
слышали, что сказано: око за око… А Я говорю вам: не противься злому. Кто
ударит тебя по правой щеке – подставь ему и другую… Любите врагов ваших и
молитесь за обижающих вас» (Мф 5:38–44)[44]. Эти радикальные слова
фактически запрещают личную месть и насилие из ненависти. Иисус на собственном
примере показал непротивление: когда вооружённая стража пришла арестовать Его,
ученик Пётр ударил мечом слугу первосвященника, но Иисус остановил его: «Возврати
меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52)[45][46]. Он добровольно принял
несправедливую казнь, простив своим палачам. Ранние христиане восприняли этот
пример буквально: в I–III веках многие христианские авторы были убеждёнными
пацифистами. Так, апологет Тертуллиан писал, что для христианина «лучше
позволить себя убить, чем убивать», утверждая, что Христос, запретив Петру
использовать меч, «разоружил тем самым каждого воина»[47][48]. Ориген учил, что Новый Завет «сделал
убийство абсолютно запрещённым», заменив ветхозаветный принцип возмездия
«законом кротости и любви»[49][50]. Многие первые христиане
отказывались служить в армии и предпочитали страдать, нежели поднять оружие. В
то же время Новый Завет содержит и намёки на допустимость несения службы: Иоанн
Креститель не потребовал от солдат оставить службу, а лишь запретил злоупотреблять
силой (Лк 3:14)[51]. Апостол Павел признавал роль
властей в обуздании зла («начальник – Божий слуга, отмститель в наказание
делающему злое», Рим 13:4) и допускал применение силы государством, но не
частным лицом[52]. После того как в IV веке
христианство стало государственной религией Рима, Церковь разработала концепцию
справедливой войны (начиная с Августина и Фомы Аквинского) – учение, когда
и как можно вести войны, не нарушая Божьей заповеди (например, защита невинных,
восстановление справедливости, последняя мера и т.п.). Однако заповедь «не
убий» всегда толковалась как запрещение умышленного убийства невиновного.
Католическая церковь подчёркивает, что даже когда применяется вынужденная сила
(самооборона, правосудие), нельзя желать смерти агрессора – цель должна
состоять лишь в защите жизни невинных[53][54]. Любое убийство из
ненависти или корысти – тяжкий грех, вопиющий к небу[55][56]. В христианской этике
ненасилие часто связывается с любовью к ближнему: «заповедь не убивать
содержит и повеление хранить чувства любви, согласия и дружбы даже к врагам,
терпеливо сносить обиды»[57][58]. Многие святые проповедовали
миролюбие и прощение. В истории христианства известны движения радикального
пацифизма – например, квакеры, меннониты, толстовцы, уклонявшиеся от
любого насилия из религиозных убеждений. В ХХ веке христианские лидеры, такие
как Мартин Лютер Кинг-младший, вдохновлялись евангельской любовью, отстаивая
права угнетённых ненасильственными методами. Таким образом, христианство
в своём идеале учит побеждать зло добром и любовью, хотя в исторической
практике церковные институты допускали войну и наказания, стремясь ограничить
их жестокость нравственными нормами.
Ислам
Ислам – религия, имя которой
родственно слову «мир» (салам). В Коране и хадисах заложены строгие
ограничения на насилие. Жизнь человека признаётся священной, и
противозаконное убийство осуждается как тягчайший грех. Коран гласит: «Кто
убьёт душу не за душу (т.е. не в возмездие за убийство) и не за распространение
нечестия на земле, тот как будто убил всё человечество; а кто сохранит жизнь,
тот словно сохранил жизнь всему человечеству» (Коран 5:32)[59]. Примечательно, что этот же принцип
содержится и в иудейском Талмуде (Санхедрин, 4:5)[59], подчёркивая межрелигиозный консенсус
в неприкосновенности жизни невиновного. Пророк Мухаммад в своих наставлениях
проявлял милосердие даже в условиях войны: он строго запретил умышленно
убивать женщин, детей, стариков и некомбатантов[60][61]. Этот запрет стал частью исламского шариатского
права ведения войны и остаётся неизменным принципом: мусульманам не дозволено
отвечать злом на зло, даже если враг нарушает законы – моральная
ответственность за убийство невиновных лежит исключительно на совершившем его[61][62]. Ислам разрешает применение силы только
в случаях справедливой необходимости – прежде всего для самозащиты, защиты
угнетённых и восстановления справедливости. Понятие джихада часто
искажается: в подлинном смысле это «усилие на пути Бога», причём пророк называл
«великим джихадом» борьбу человека со своими пороками (гневом, эгоизмом
и т.д.), а «малым джихадом» – вынужденную оборонительную войну. Даже
тогда существует этикет: не мучить пленных, не разрушать без нужды посевы, не
убивать животных без нужды. Коран призывает к миру, когда враг к нему склонен
(8:61), и многократно называет Аллаха «Милостивым, Милосердным»,
предлагая верующим подражать этим качествам. В исламе также присутствует призыв
к прощению: «Воздай злом лишь равным по справедливости, но кто простит и
примирится – тому награда у Аллаха» (42:40). Вместе с тем ислам признаёт
функцию власти по поддержанию правопорядка: карать преступников (вплоть до
смертной казни за особо тяжкие преступления) допускается как осуществление
земной справедливости – но это не должно выливаться в произвол или жестокость
сверх меры. Таким образом, ислам осуждает неоправданное насилие и
рассматривает войну как крайнюю меру, допуская её при строгих условиях.
Идеал же для верующего – милосердие, терпение и стремление к миру. Не случайно
одно из имён Аллаха – Ас-Салām, «Мир, Безопасность», а приветствие
мусульман «Ас-саляму алейкум» означает «Мир вам». Современные
влиятельные мусульманские лидеры неоднократно подчёркивали, что террор
против мирных людей абсолютно противоречит исламу[63][64]. В целом, ахимса ислама проявляется
как запрет агрессии и призыв к справедливому миру под эгидой милосердия.
Иудаизм
Для иудейской традиции ценность
жизни фундаментальна. Одна из Десяти заповедей гласит: «Не убий» (Ло
тирцах), причём в еврейском оригинале имеется в виду именно предумышленное
убийство (убийство невиновного)[43]. Уже в Книге Бытия Бог
порицает убийство: когда Каин убивает Авеля, на него ложится проклятие. В
Талмуде (Санхедрин 4:5) мудрецы учат: «Кто уничтожил одну жизнь – будто
уничтожил целый мир; и кто спас одну жизнь – будто спас целый мир»,
указывая на бесконечную ценность каждой личности[59]. Эта идея, как отмечалось,
перекликается с кораническим стихом, что подчёркивает ее универсальность.
Иудаизм, однако, не абсолютно пацифистская религия – Танах (Библия) описывает и
священные войны Израиля. В законах Торы предусмотрена смертная казнь за ряд
тяжких преступлений, а также разрешается оборонять свою семью от ночного
грабителя ценой его жизни (Исх. 22:2). То есть заповедь «не убий» с самого
начала понималась как запрет именно убийства невинного, а не любого
лишения жизни при чрезвычайных обстоятельствах[43][65]. Тем не менее, толкователи всегда
подчёркивали, что проливать невинную кровь – тягчайший грех,
оскверняющий землю (Числ. 35:33). Пророки провозглашали идеалы мира: у Исаии –
видение, что «перекуют мечи на плуги и копья на серпы, не будет больше войн»
(Ис. 2:4). В еврейской этике великой добродетелью считается пикуах нефеш
– спасение жизни, ради которого можно нарушить почти любую другую заповедь.
Например, ради спасения пациента позволено нарушить шаббат. Центральное понятие
шалом означает не только отсутствие войны, но и всеобъемлющий мир,
благополучие, восстановление гармонии. Еврейское приветствие «Шалом алейхем»
(«Мир вам») и одно из имён Бога – Адонай Шалом – отражают эту ценность.
В средневековой философии Маймонид указывал, что заповеди даны ради
утверждения милосердия, мира и доброты на земле. Хотя иудаизм признаёт, что
иногда война была необходима (например, для самообороны народа), уже раввины
эпохи Талмуда ограничили практическое применение библейского принципа «око
за око», заменив его денежной компенсацией – тем самым сместив акцент от
возмездия к реституции и гуманности. Современный иудаизм (особенно его
реформистское и консервативное направления) во многом поддерживает идеи прав
человека, диалога и ненасильственного решения конфликтов. Израильские мыслители
выводят принципы «чистоты оружия» (то есть этики применения силы) именно
из еврейских ценностей: запрещается целиться в невинных, необходимо стремиться
минимизировать ущерб[63][66]. Таким образом, в иудаизме идеал
ненасилия проявляется как уважение к святости жизни, стремление к миру (шалом)
и милосердие, несмотря на наличие концепции справедливой войны и наказания.
Гуманистический пафос пророков и мудрецов призывает к тому дню, когда «вся
земля будет наполнена познанием Бога» – а значит, и миром между людьми и
народами.
Даосизм
Даосская философия, восходящая к
Лао-цзы и Чжуан-цзы, не формулирует прямой запрет «не убивай», однако глубоко
пронизана духом непринуждения и мягкости, противоположным насилию. Дао-Дэ-цзин
(Дао-тэ-цзин) – ключевой текст даосизма – учит, что насилие противоречит
естественному Пути (Дао). Лао-цзы предупреждает правителей от излишнего
применения силы: «Оружие – это орудие зла; все существа ненавидят его.
Поэтому следующий Дао не находит радости в оружии». В 31-й главе Дао-Дэ-цзина
сказано, что мир – высшая ценность: «Достойный человек избегает
оружия, кроме крайней необходимости, и даже тогда пользуется им с величайшей
сдержанностью. Мир для него – высшее благо. Если мир нарушен, он не ликует в
победе. Его враги – такие же люди, как он сам. Он не желает им зла и не радуется
победе… Он вступает в битву с тяжёлым сердцем, как на похороны»[67][68]. Эти строки показывают, что в
даосизме война рассматривается как трагедия, а не триумф. Победа не повод для
гордости, ведь она означает, что естественная гармония нарушена. Лао-цзы также
отмечал, что насилие порождает лишь новое насилие: «За армиями следуют годы
бедствий» – после войны остаётся разорение и скорбь[69][70]. Идеал даоса – у-вэй,
недеяние в смысле отказа от принуждения и насилия, жизнь в гармонии с природой
и людьми. Даже если приходится участвовать в сражении, надлежит сохранять
сострадание к противнику и скорбеть о необходимости боя. В даосской традиции
ценятся мягкость и уступчивость: «Мягкое побеждает твёрдое», «Нет
большей беды, чем недооценивать противника» – эти афоризмы Лао-цзы
призывают избегать агрессии и гордыни. Хотя древний Китай знал войны, а
даосские мудрецы иногда служили советниками правителей, их советы часто
сводились к минимизации насилия. Например, стратег и философ Сунь-цзы
(которого, правда, относят к легистам, но он испытал влияние даосской мысли)
писал: «Величайшее умение – победить врага, не сражаясь». Даосизм также
ценит все формы жизни: у Чжуан-цзы – сострадательное отношение даже к
бесполезному дереву или сакральным животным. Даосская натурфилософия видит
человека частью целого; искусственное вмешательство (в том числе силовое)
нарушает Дао. В целом, даосский путь – путь спонтанного порядка, где нет места
жестокости: идеальный правитель в даосизме не подавляет подданных силой, а
действует незаметно, подобно тому как вода питает всё живое, не стремясь
господствовать. Таким образом, даосизм призывает к ненасилию косвенно,
через идеалы гармонии, смирения и непринуждённости. Он не абсолютный пацифизм
(даосы признают, что иногда силой приходится защищаться), но воспевает мир как
естественное состояние и порицает воинственность как признак
противоестественности.
Стоицизм
Античная философия стоицизма
не содержит прямого запрета на насилие, однако стоическое мировоззрение
утверждает единство и братство всех людей, что подразумевает отказ от
злонамеренного вреда ближнему. Стоики рассматривали всех людей как граждан «космополиса»
– единого мирового города, управляемого божественным Логосом. По выражению
римского стоика Маркa Аврелийa, «мы рождены для сотрудничества, как у
ног и рук одна цель». Он же замечает: «Что вредно для улья, то вредно
для пчелы»[71][72]. Эта мысль означает, что причиняя
вред обществу или другому человеку, мы тем самым вредим и себе. В стоицизме добродетель
справедливости требует относиться ко всем по правде и уважению, исключая
несправедливое насилие. Сенека считал, что жестокость – наихудший порок,
проистекающий из слабости и неразумения. Он писал: «Человек человеку свят»,
призывая к человечности даже по отношению к рабам. Стоики высоко ценили
контроль над страстями (апатия), особенно над гневом – источником
импульсивного насилия. Сенека в трактате «О гневе» наставляет правителей
сдерживать гнев и быть милосердными, ведь гнев ослепляет разум и ведёт к
жестокости. Эпиктет учил, что следует «любить человечество» и
прощать невежество других, понимая, что зло происходит от непонимания. Таким
образом, хотя стоики не запрещали, например, военную службу (да и сами
некоторые, как Марк Аврелий, были вынуждены вести войны), они устанавливали
высокие этические стандарты: не творить зла намеренно, жить согласно
природе и разуму, который одинаков во всех. Стоицизм, по сути, призывает к внутренней
ахимсе – к отсутствию злобы. Не случайно стоические идеи вдохновляли многих
мыслителей-гуманистов: из стоической концепции космополитизма выросли идеи прав
человека и всеобщего братства. В современном ключе принципы стоицизма
соотносятся с ненасильственностью в том, что учат понимать
причинно-следственные связи: насилие разрушает общую гармонию, задевая и самого
агрессора. Как заметил стоик (вновь Марк Аврелий): «Никто не совершает зла
добровольно», имея в виду, что мудрый не станет творить зло, ведь это
против разума. Таким образом, стоицизм можно рассматривать как философскую
основу для секулярной этики ненасилия: он подчёркивает солидарность людей и
необходимость властвовать прежде всего над собой, а не над ближними силой.
Гуманизм и светский пацифизм
Секулярный
гуманизм – мировоззрение, ставящее в центр ценность
личности, рациональность и сострадание – естественным образом включает принцип
ненасилия. Гуманисты, отвергая опору на божественные откровения, приходят к
ахимсе путём рациональной этики: если страдание дурно, то моральный долг – по
возможности избегать его причинения кому бы то ни было. Уже мыслители эпохи
Просвещения, как Вольтер или Руссо, осуждали жестокость и войны,
а Джереми Бентам провозгласил целью морали «максимизацию счастья для
наибольшего числа», что несовместимо с насилием. В XX веке Альберт
Эйнштейн – великий учёный и гуманист – писал: «Наша задача –
освободиться из тюрьмы эгоизма, расширяя круг сострадания, чтобы обнять всех
живых существ и всю природу в её красоте»[73]. Эта фраза
созвучна духу ахимсы: она призывает к всеобъемлющему сочувствию и отказу от
причинения вреда не только людям, но и животным, природе. Секулярный
пацифизм оформился во многом после ужасов мировых войн: люди, зачастую
безрелигиозные, пришли к выводу о недопустимости войны как средства политики.
Были созданы пацифистские организации (например, Международная лига мира, War
Resisters’ International и др.), продвигающие идею решения конфликтов без
оружия. Идеологией этих движений стала вера в способность человека к разумному,
ненасильственному сотрудничеству. Такие деятели, как Бертран Рассел
(философ-материалист, активист против ядерного оружия) или Махатма Ганди
(чьи взгляды хотя и религиозно мотивированы, но выстроены как универсальная
философия ненасилия), показали, что ненасилие может быть эффективной
политической силой. Гуманистические организации сегодня продвигают идеалы
прав человека, которые включают право на жизнь, достоинство личности и
запрет пыток – всё это основано на отрицании необоснованного насилия. Кроме
того, секулярный подход к этике рассматривает золотое правило («поступай
с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой») как рациональный
универсальный принцип взаимодействия – по сути, тот же принцип ненасилия,
выраженный позитивно. Действительно, научные исследования показывают, что
человеческая природа не сводится к агрессии: эмпатия и кооперация заложены
эволюцией, дети с малых лет способны сочувствовать страдающему. Гуманизм
апеллирует именно к этим естественным чувствам, утверждая, что «понятие
добра и зла не нуждается в религиозной санкции» – достаточно понимать
последствия своих действий и испытывать естественное отвращение к жестокости.
Современный светский этический дискурс – от защиты прав животных (Питер Сингер
и движение за «гуманное обращение») до экологического сознания – всё
более склоняется к расширению круга морали и ненасилия. Можно сказать, что
ахимса в светском обличье – это универсальный принцип гуманности,
признающий ценность ощущающей боли жизни как таковой.
Историческая эволюция ахимсы и её влияние на общественные движения
Древние истоки и
развитие принципа ненасилия
Концепция
ненасилия зародилась в глубокой древности. Её можно проследить в разных
культурах: от древнеиндийских упанишад до высказываний Конфуция о гуманности,
от запрета убийства в Законах Ману до пацифистских настроений раннего
христианства. Однако наиболее последовательное оформление принцип ахимсы
получил на индийском субконтиненте. Уже Паршванатх (IX век до н.э., 23-й
тиртханкар джайнов) проповедовал ненасилие как один из четырёх обетов[74][75]. Махавира
(VI век до н.э.) превратил ахимсу в краеугольный камень реформированного
джайнизма[76][77].
Примерно в то же время в Северной Индии принц Гаутама Будда (VI–V вв. до н.э.),
основывая буддизм, включил отказ от убийства в базовые нравственные заповеди.
Почти одновременно в Древнем Китае философ Мо-цзы (V век до н.э.) провозглашал
принцип «цзянь ай» – всеобщей любви, осуждая войны захвата. Таким
образом, ось VI–V вв. до н.э. – время, которое Карл Ясперс назвал «осевым
временем» – явила миру идею ценности жизни каждого и порицания насилия. В
эллинистическом мире (IV–III вв. до н.э.) стоики и киники также не поддерживали
неоправданной жестокости: например, киник Диоген критиковал войны Александра, а
стоик Зенон предлагал проект мирного мирового сообщества.
Особым
этапом стало государственное воплощение ахимсы. Ярчайший пример –
император Ашока Великий (правил ок. 268–232 до н.э.). Потрясённый
кровавой победой в битве при Калинга, Ашока принял буддизм и провозгласил
политику «завоевания праведностью, а не мечом». В своих Эдиктах он
призывал к неубийству «всех живых существ», запретил ритуальные
жертвоприношения и охоту, учредил дни поста без забоя скота[41],
велел чиновникам заботиться о людях и зверях. Ашока – один из первых правителей
в истории, кто сознательно строил внутреннюю и внешнюю политику на принципах
ненасилия и милосердия. Его модель повлияла на всю последующую индийскую
культуру: идея царя-«чакравартина», побеждающего не оружием, а справедливостью,
укоренилась в политической мысли. В христианском мире первые три века н.э.
характеризовались пацифистским настроем многих общин, однако с обращением
императора Константина в IV в. христианство интегрировалось в военную машину
Рима. Тем не менее, христианские монашеские ордены (например, францисканцы) в
Средние века воплощали идеалы нестяжания и кротости, а отдельные святые
(Франциск Ассизский и др.) проповедовали мир даже с «братьями меньшими» – животными.
В Средневековье идея святости жизни тоже развивалась: так, средневековые толкователи
Торы (Раши и др.) подчёркивали ценность каждой жизни, а
мусульманские философы (Ибн Рушд, Ибн Араби) воспевали милосердие как высший
атрибут Бога и цель для человека.
Ахимса в
правозащитных, антивоенных, вегетарианских и экологических движениях
Новое
время и особенно XX век ознаменовались всплеском движений ненасилия,
часто вдохновлённых как религиозными идеалами, так и светским гуманизмом. Одной
из ключевых фигур стал Махатма Ганди (1869–1948). Именно он возвёл
древнеиндийский принцип ахимсы в ранг политической доктрины массового действия.
Ганди разработал концепцию сатъяграхи («упорствование в истине») –
ненасильственного несотрудничества с злом. В борьбе за независимость Индии он
успешно применил массовые мирные протесты, демонстрируя, что «ахимса –
оружие сильных». Ганди расширил ахимсу до всеобъемлющего образа жизни: она,
по его словам, исключает не только физическое насилие, но и злые мысли,
ненависть и лживость, поскольку все они – формы насилия, несовместимые с
истиной[78].
Его идеи впечатлили весь мир и вдохновили лидеров множества правозащитных
движений[79][80].
Как отмечает история, Мартин Лютер Кинг-младший и соратники в
американском движении за гражданские права чернокожих переняли у Ганди метод
ненасильственных акций, соединив его с христианским духом любви. Сам Кинг
говорил: «Христос дал нам дух, а Ганди – метод»[81]. В
1960-е годы в США мирные марши, бойкоты, сидячие забастовки, организованные
Кингом, добились впечатляющих результатов в борьбе с расовой дискриминацией,
практически не прибегая к ответному насилию – тем самым доказав эффективность
ахимсы на практике.
Параллельно
выросли антивоенные движения. После ужасов Первой мировой войны возникло
множество пацифистских обществ в Европе и Америке, пропагандировавших идею
«войне – никогда больше». Однако наступление фашизма в 1930-е поставило перед
пацифистами тяжёлую дилемму – многие уступили убеждениям перед лицом Гитлера.
Тем не менее, после Второй мировой войны и особенно с изобретением ядерного
оружия, антивоенное движение возродилось с новой силой: страх перед тотальным
уничтожением побудил искать ненасильственные пути решения международных
конфликтов. Бертран Рассел, выдающийся философ-атеист, возглавил в
1950–60-х кампанию против ядерного вооружения, организуя «Марши мира» в
Великобритании. Символ мира (☮) родился именно тогда. В 1960–70-х годах
миллионы людей по всему миру выходили на демонстрации против войны во Вьетнаме,
пропагандируя лозунги ненасилия. Многие из этих активистов не были религиозны –
их мотивировало гуманистическое убеждение, что человеческая жизнь
неприкосновенна и войны аморальны. В позднейшие десятилетия (1980–2000-е)
ненасильственные массовые протесты сыграли ключевую роль в падении авторитарных
режимов: достаточо вспомнить «Бархатную революцию» 1989 г. в
Чехословакии, метод сопротивления Солидарности в Польше, мирные протесты
против апартеида в ЮАР. Исследования политологов (например, Эрики Ченовет)
подтвердили, что ненасильственные кампании часто успешнее вооружённых
восстаний в достижении устойчивых демократических перемен[82].
Это связано с широкой вовлечённостью населения и моральной легитимностью мирных
движений.
Принцип
ахимсы оказал огромное влияние на движение за права животных и
вегетарианство. Исторически воздержание от мясной пищи по этическим мотивам
было характерно прежде всего для индийских религий (джайны, индуисты, многие
буддисты). Но и на Западе были прецеденты: Пифагор и его последователи
практиковали «пифагорейскую диету» (то есть вегетарианство), связывая её с
идеей переселения душ и нежеланием проливать кровь. В Новое время английские
просветители (прежде всего, гуманист Джереми Бентам) задали вопрос: «Могут
ли животные страдать?», предложив мерилом морали способность чувствовать
боль, а не разумность. В 1847 г. в Англии возникло Первое вегетарианское
общество, объединившее людей, считающих убийство животных неэтичным. Эти
идеи также черпали вдохновение в восточной философии: перевод индуистских и
буддийских текстов в XIX веке познакомил европейцев с ахимсой. Крупную роль
сыграл и Лев Толстой, который в трактате «Первый шаг» (1892)
яростно осудил убой скота и мясоедение, призывая к состраданию – его работа
вдохновила многих. Толстой сам практиковал вегетарианство как часть
непричинения зла и считал его «первым шагом» к нравственному совершенствованию.
В XX веке идея этичного отношения к животным вышла на научный уровень: философ Питер
Сингер в книге «Освобождение животных» (1975) развил утилитаристский
аргумент против эксплуатации животных. Современное веганское движение
напрямую опирается на принцип ненасилия ко всем живым существам. Например,
основатель Американского веганского общества Джей Диншах популяризировал
термин «ахимса» на Западе, назвав один из своих трактатов «Ahimsa
Lights the Way», где связал веганство с непричинением вреда. Таким образом,
от индийских ашрамов идея милосердия к корове (священному животному) дошла до
мировых кампаний против фабричного животноводства и тестирования косметики на
животных.
Ещё
одна сфера – экологическое движение – также вобрала в себя дух ахимсы,
расширив его на природу. Мы видим появление концепции «ненасилия по
отношению к Земле». Уже в 1970-х годах индийские деревенские женщины из
Гималаев начали знаменитое «движение Чипко» – они обнимали собой
деревья, препятствуя их вырубке. Лидер Чипко Сундерлал Бахугуна,
убеждённый гандианец, говорил, что лес – наш брат, и защищал природу ненасильственными
методами[83][84].
Он тем самым спас целые леса от уничтожения. Вдохновлённые Ганди и традиционным
индуистским почитанием природы (поклонение рекам, горам, деревьям), эти экологи
сделали ахимсу практическим инструментом сохранения окружающей среды[85][86]. В
дальнейшем принципы эко-ненасилия распространялись: активисты Greenpeace при
протестах против китобойного промысла или ядерных испытаний придерживаются
тактики ненасильственного прямого действия (привязываются к harpoon или
вплывают на лодках под пули воды, но не отвечают агрессией). Концепция «ненасильственной
экономики» подразумевает бережное отношение к природе и устойчивое
развитие. Эко-философы говорят о «праве природы» на неприкосновенность –
отголосок джайнской ахимсы, только в глобальном масштабе. Интересно, что
индийский эколог Вандана Шива прямо ссылается на Ганди, критикуя
агрессивную эксплуатацию природы глобальным капитализмом[87][88].
Наконец,
принцип ненасилия лежит в основе современного правозащитного дискурса.
Всеобщая декларация прав человека (1948) хоть и не упоминает прямо ненасилие,
но провозглашает права на жизнь, свободу, безопасность личности – что
подразумевает, что никто не должен подвергаться насилию и убийству. Ганди,
кстати, называл права человека естественным следствием ахимсы: если не наносить
вреда, значит, уважать право другого на жизнь и достоинство. Миротворческие
движения при ООН, концепция «культуры мира» – это секулярные продолжения
древнего идеала ненасилия. В 1980–90-х годах распространилась идея «ненасильственного
общения» (Маршалл Розенберг), учащая людей решать конфликты словами и
эмпатией вместо агрессии. Таким образом, исторический путь ахимсы – от
религиозных заповедей древности к практике гражданского сопротивления и
глобальной этики ненанесения вреда – демонстрирует, что эта идея обладает
удивительной живучестью и способностью адаптироваться к новым сферам жизни.
Сравнительная таблица принципов ненасилия в различных традициях
|
Традиция |
Формулировка принципа ненасилия |
Комментарий / источник |
|
Индуизм |
Ахимса парамо дхарма – «Ненасилие – высший
закон (долг)» |
Махабхарата, провозглашение главенства
ахимсы[3][4]. Индуизм призывает не вредить живым существам; многие индуисты
вегетарианцы. |
|
Джайнизм |
Ахимса парамо дхарма – «Ненасилие – высшая
религия» |
Главный обет джайнов: запрет убивать любое живое существо. Надпись в
джайнских храмах[11][12]. Джайны максимально строго соблюдают непричинение вреда (даже
насекомым). |
|
Буддизм |
Первый обет: «Воздерживаться от лишения
жизни живых существ» |
Одна из Пяти Заповедей для всех буддистов[27]. Будда учил всеобщей любящей доброте. Убийство ведёт к дурной карме;
миролюбие – добродетель. |
|
Христианство |
Заповедь: «Не убий»; наставление Иисуса:
«Подставь другую щёку», «Люби врагов» |
6-я заповедь Декалога (Исх. 20:13)[43]. Христос усилил запрет мести[44]. Ранние христиане – пацифисты («лучше быть убитым, чем убивать»[47]). Позднее – теория «справедливой войны». |
|
Ислам |
Запрет убийства невинных: «Кто убьёт одного
– словно убил всех людей» |
Коран 5:32[59]; хадисы запрещают убивать женщин и детей на войне[61]. Жизнь священна, убийство невинного – грех. Воевать дозволено только
в ответ на агрессию, по строгим правилам. |
|
Иудаизм |
Заповедь: «Не убий»; ценность жизни как
«целого мира» в каждом человеке |
Исход 20:13 (запрет убийства) трактуется как запрет убийства невинного.
Мишна: уничтоживший одну жизнь – будто уничтожил мир[59]. Есть допущение войны и казней по закону, но идеал – шалом,
мир. |
|
Даосизм |
Идеал мягкости: «Мир – высшая ценность; не
радоваться победе, оружие – зло» |
Дао-Дэ-цзин, гл. 31: призыв использовать
силу лишь в крайнем случае и с сожалением[67][68]. Даосизм против насилия, но не формулирует запрета явно; учит жить
гармонично, без принуждения. |
|
Стоицизм |
Принцип космополиса: «Что не благо для улья,
то не благо для пчелы» |
Марк Аврелий[71] – все люди взаимосвязаны, вред другим вредит и тебе. Стоики
призывали к человечности, подавлению гнева, справедливому отношению ко всем,
а не к агрессии. |
|
Гуманизм, пацифизм |
Золотое правило, право на жизнь: «Относись к
другим так, как хочешь к себе» |
Универсальная этика: ценность каждой личности, естественное нежелание
страдать распространяется на других. Эйнштейн: «расширить круг сострадания
на всех живых существ»[73]. Современное право: жизнь неприкосновенна. |
(Примечание: формулировки приведены на оригинальных языках или в общем
смысле. Многие традиции имеют сходные «золотые правила», не все из которых
дословно упомянуты.)
Препятствия и вызовы для следования ахимсе в современном мире
Несмотря на универсальность и притягательность идеала ненасилия, его последовательное
воплощение сталкивается с множеством практических и философских трудностей
в современной реальности. Ниже проанализированы основные препятствия:
- Политика и безопасность государств: Мир
сегодняшнего дня разделён на государства, каждое из которых стремится
обеспечивать свою безопасность и интересы. Наличие армий и оружия
обосновывается доктриной реализма: пока существуют потенциальные
агрессоры, государство считает необходимым быть готовым к войне. Это
порождает «дилемму безопасности»: страны вооружаются на случай
нападения, но тем самым угрожают друг другу, создавая порочный круг страха
и насилия. Политики часто исходят из убеждения, что без силы не обойтись –
эта циничная «реальная политика» идет вразрез с ахимсой. Даже те
лидеры, кто лично почитает ненасилие, вынуждены считаться с военными
угрозами и ответственностью перед народом. Например, пацифистски
настроенные правительства могут столкнуться с агрессором (как, скажем,
вторжение нацистов во времена Второй мировой) – и встаёт вопрос: иметь
армию сопротивления или капитулировать? Большинство обществ выбирают
сопротивление. Таким образом, на уровне коллективной безопасности идеал
ненасилия пока что не реализован глобально – ООН создана, чтобы
предотвращать войны переговорами, но за 75+ лет войны не исчезли. Это
ключевой вызов: как применить ахимсу к международным отношениям, где
сильны страх, недоверие и борьба за ресурсы? Тем не менее, есть движения
за «мир через разоружение» и построение систем коллективной
безопасности без войны, но путь этот долгий.
- Экономика и социальные структуры:
Современная мировая экономика зачастую строится на принципах конкуренции,
эксплуатации природных и трудовых ресурсов – некоторые мыслители называют
её «структурно насильственной». Например, Девдатт Паттанаик
отметил, что современный менеджмент и потребление наносят невидимый
вред, эксплуатируя людей и природу[89][90]. Бедность, неравенство, голод – всё это формы косвенного
насилия, порождённого экономическими порядками. Когда ради прибыли
корпорации выжимают максимум из работников или загрязняют окружающую
среду, они нарушают принцип ненасилия (хотя не стреляют прямо). Глобальный
капитализм приводит к «экономическим войнам», санкциям, торговым
конфликтам, которые вредят жизням миллионов (например, санкции могут
вызвать нехватку медикаментов – страдают обычные люди). Принцип ахимсы
требует переосмысления экономики в направлении справедливости и
устойчивости. Однако сопротивление переменам огромно: сильные мира не
хотят жертвовать прибылью ради абстрактной добродетели. Многие просто не
осознают взаимосвязи: покупая дешёвый товар, люди не думают, что возможно,
при его производстве страдали рабочие (потогонные фабрики) или разрушалась
экосистема. Таким образом, экономические выгоды часто ставятся выше
ненасилия. Переход к этичному производству, отказ от детского труда,
экологизация – всё это формы уменьшения насилия, но они удорожают
продукцию, и конкурентная гонка мешает им быстро распространиться. Ещё
один аспект – «военно-промышленный комплекс»: в ряде стран
(особенно сверхдержав) экономика тесно связана с производством оружия.
Миллионы рабочих мест завязаны на оборонной индустрии, лоббисты защищают
гигантские военные бюджеты. Даже если бы политики захотели сократить
вооружения, они сталкиваются с влиянием этого сектора. Это структурное
препятствие на пути к миру.
- Культура насилия, страх и агрессия: К
сожалению, человеческое общество исторически накопило большой «багаж»
насилия, который нормализован культурой. С детства люди часто видят
оправдание насилия в медиа: герои фильмов побеждают злодеев силой,
компьютерные игры эксплуатируют тематику войны, мести. В новостях –
хроника преступлений и терактов, формирующая у населения чувство страха.
Страх рождает агрессию как защитную реакцию. Политики и экстремистские
лидеры нередко манипулируют страхом и ненавистью, подстрекая одни
группы против других (по национальному, религиозному или иному признаку).
В таких условиях следовать ахимсе – значит плыть против течения
общественных настроений. Когда, например, пропаганда разжигает вражду к
некой стране или народу, гражданам трудно сохранить ненасильственное мышление
– их убеждают, что «те – враги, их надо уничтожить прежде, чем они
уничтожат нас». Так запускается порочный круг насилия. Кроме того,
существует феномен дегуманизации: врага изображают монстром,
недочеловеком – это снимает моральные тормоза к насилию. Ахимса, напротив,
требует видеть в любом человеке живое существо со страданиями и правом на
жизнь. Преодолеть многовековые предрассудки, вражду, жажду мести –
огромный вызов.
- Мясоедение и отношение к животным:
Ежегодно миллиарды животных убиваются для пропитания человека, и это,
очевидно, противоречит принципу ненасилия. Почему же большинство людей,
даже зная об ахимсе, продолжают есть мясо? Здесь и культурная традиция
(«так сложилось, человек всегда ел мясо»), и вкусовые привычки, и
экономическая доступность животной пищи. Многие просто не задумываются
о страданиях коровы или курицы на бойне – мясо представляется безличным
продуктом. Индустрия мяса и молока за век поставлена «на поток», что
привело к практике промышленного животноводства, где животные часто
содержатся в жестоких условиях. Эта «скрытая жестокость» мало видна
потребителю. Попытки раскрыть тему (фильмы о скотобойнях, кампании
веганов) натыкаются на защитную реакцию людей: им неприятно, они
предпочитают не думать об этом, обвиняют активистов в навязывании. Питание
– базовая биологическая потребность, и для многих мысль об отказе от
привычной пищи вызывает сопротивление. Сторонники ахимсы-ко-всем-живым
(вегетарианцы/веганы) пока в меньшинстве глобально. Однако прогресс есть:
появляются альтернативы (растительные аналоги мяса), внедряются более
гуманные стандарты содержания скота под давлением общества. Кроме того,
многие культуры, хотя и едят мясо, пытаются минимизировать страдание
животных: например, халяльный и кошерный забой предусматривает быстрое
умерщвление с минимальной болью – пусть это и сомнительная с точки зрения
ахимсы мера, но показывает признание моральной проблемы. Полный переход
человечества на ненасильственное питание – идеал, которого трудно достичь
быстро, но тенденции в эту сторону есть, особенно среди молодых
образованных людей.
- Технологии и обезличенность насилия:
Современные технологии, с одной стороны, дают надежду (например, интернет
позволяет распространять идеи мира, видеть чужие страдания и сострадать им
по всему миру). С другой стороны, технологии усложнили моральную картину. Военные
технологии (ракеты, дроны, кибероружие, ядерное оружие) позволяют
убивать дистанционно, нажатием кнопки. Это создаёт иллюзию «чистого»
насилия: оператор беспилотника не видит врага как человека – лишь
точку на экране. Психологически ему проще применить силу, ведь отсутствует
непосредственный контакт. Технологичность войны снижает порог применения
оружия. Аналогично, информационные технологии могут использоваться
для разжигания ненависти – через социальные сети ложь и агрессия
распространяются мгновенно, вирально, безответственно (анонимность в сети
позволяет «ненасильственным» на вид способом – словами – причинять
реальную боль, травлю, подстрекать к расправам). Ахимса же требует
ответственности за слово и действие. Ещё одна грань – роботизация и ИИ:
появляются автономные боевые системы. Если решения о жизни и смерти будут
принимать бездушные алгоритмы, принцип ненасилия окончательно отступит.
Международное сообщество уже бьёт тревогу, призывая запретить
«роботов-убийц» превентивно. Таким образом, технологический прогресс
обгоняет моральный прогресс. Чтобы ахимса выжила в высокотехнологичном
мире, этика должна догонять – необходимо создавать «этику технологий»,
встроенную в дизайн систем (например, этические стандарты для ИИ, запрет
определённых видов вооружений и т.д.). Пока эти процессы только в начале.
- Неоднозначные моральные дилеммы: Даже
убеждённые приверженцы ненасилия сталкиваются с ситуациями, когда абсолютная
ахимса выглядит неосуществимой или противоречивой. Классический пример
– самооборона или защита ближних: если на ваших глазах насильник
нападает на ребёнка, требование ахимсы значит не применить силу к
агрессору – но тогда ребёнок пострадает. Этично ли бездействовать?
Большинство выберет вмешаться, даже силой. Получается конфликт между ненасилием
и обязанностью защищать невинного. Святые джайнские монахи готовы отдать
свою жизнь, но не поднять руку даже на убийцу – однако это выдающийся
подвиг, на который немногие способны. Более того, этический парадокс: не
противившись злодею, позволяешь ему творить дальше зло – то есть
возрастают страдания. Так появились концепции «наименьшего зла»:
иногда насилие может предотвратить большее насилие. Этим
оправдывают, например, полицию или гуманитарные интервенции (остановить
геноцид силой внешней армии). Сам Ганди в молодости советовал индийцам:
лучше уж дать отпор из трусости, чем без сопротивления смотреть, как
насилуют вашу мать – но, добавлял, есть третий путь: проявить истинную
храбрость ненасилия, которая найдёт способ спасения без убийства.
Однако на практике этот третий путь трудноразработан. Даже Альберт
Швейцер, создатель этики благоговения перед жизнью, признавал, что абсолютно
не убивать/не вредить невозможно в некоторых ситуациях, приводя
пример: во время эпидемии голода может встать вопрос – кормить людей,
убивая животных, или всех оставить умирать? Он назвал запрещение убийства «одним
из величайших духовных достижений человечества», но оговорил сложность
его применения в реальности[91][92]. Еще пример дилеммы – пассивное насилие. Буддийские тексты
иногда обсуждают: если монах видит, что разбойник собирается убить десятки
людей, и единственный способ остановить – убить самого разбойника, как
поступить? Некоторые поздние комментарии допускали, что совершить одно
убийство из сострадания ко многим жертвам – меньший грех. Подобные случаи
поднимают вопрос: ахимса – категорический императив или правило,
допускающее редкие исключения? Разные традиции ответили по-своему: джайны
стремятся к безусловности ахимсы, а вот индуисты и буддисты ввели
концепцию «дхармического насилия» (насилия по праведной
необходимости). В современном мире это проявляется в дебатах о праве на
самооборону, о гуманитарных военных миссиях и т.п.
Пацифисты-абсолютисты возражают, что любое насилие – скользкий путь, ведь
очень легко оправдать лишнее. Например, сколько войн начиналось под
предлогом «миссии освобождения», а кончались захватом? Поэтому многие
сторонники ахимсы говорят: лучше претерпеть зло, чем самому запятнать руки
кровью – иначе цепь насилия не прервётся. Это труднейший выбор, и он
остаётся препятствием для массового принятия ахимсы: люди не уверены, что
ненасилие работает в самых жёстких случаях.
- Внутренние человеческие склонности:
Наконец, враги ахимсы сидят внутри человека – это гнев, зависть,
жадность, страх. Даже знающие о ненасилии люди порой срываются: резкое
слово, раздражение, желание отомстить за обиду – всё это микро-акты
насилия, укоренённые в психике. Будда называл три корня зла: алчность,
злоба, неведение. Пока человек ими движим, ахимса не станет
спонтанной. Современный мир с его стрессами, информационным перегрузом,
отчуждением часто усиливает негатив: растёт агрессивность на дорогах, в
интернете, бытовое насилие. Следовать ненасилию требует духовной работы
над собой, самодисциплины и эмпатии – тому, чему раньше учили религии,
а ныне мало где учат. В итоге даже на индивидуальном уровне ахимса даётся
непросто.
Подводя итог: препятствия на пути ахимсы многочисленны – от глобальных
(войны, оружие, неравенство) до личных (гнев, привычки). Но сами эти вызовы
подчеркивают, насколько радикален и всеобъемлющ этот принцип. Ахимса бросает
вызов всему укладу «цивилизации насилия», требуя трансформации как
общества, так и каждого человека изнутри.
Ахимса как универсальная истина, способная объединить человечество
Несмотря на перечисленные сложности, принцип ахимсы обладает тем
уникальным качеством, которое позволяет назвать его универсальной
нравственной истиной, понятной любому человеку – независимо от культуры,
возраста или веры – и потенциально объединяющей людей. Почему же ненасилие
претендует на роль такого всеобщего морального основания?
Во-первых, ахимса интуитивно понятна даже ребёнку. Маленькие
дети ещё не читают священных книг и не изучают этические теории, но уже в
раннем возрасте проявляют сочувствие: плачут, увидев раненое животное, или
возмущаются, если кому-то причиняют боль. Эта спонтанная эмпатия
свидетельствует, что не вредить другим – естественное нравственное чувство
человека. Ребёнок может не знать слово «ненасилие», но прекрасно понимает
понятие «больно – плохо». Когда родители учат: «не бей братика», «нельзя
дёргать кошку за хвост», – они апеллируют именно к врождённой способности
ребёнка поставить себя на место другого. Таким образом, ахимса не требует
сложной веры или философии – в её основе лежит простое правило: раз никому
не нравится испытывать боль, то и ты не причиняй её другим. Это правило легко
воспринимается на базовом уровне.
Во-вторых, принцип ненасилия носит универсальный характер,
подтверждённый многими культурами. Как мы видели, все ведущие религии так или
иначе включили запрет неоправданного убийства или заповедь любви. Золотое
правило, присутствующее в христианстве, иудаизме, исламе, конфуцианстве и
других учениях, фактически равносильно требованию ненасилия, поскольку, желая
себе добра, человек не будет желать зла другому. Даже в отсутствии прямого
религиозного наставления здравый смысл подсказывает: для мирного сосуществования
нужно сдерживать агрессию. Махатма Ганди указывал, что ахимса присуща
всем религиям[93], просто где-то она проявлена более отчётливо. Это замечание ведёт к
мысли: если отбросить догматические различия, все верования сходятся в этой
основе. Ненасилие – своего рода «пересечение множеств» различных
этик, их общий знаменатель. Такой принцип может служить мостом между народами и
вероисповеданиями. Например, когда христиане, индуисты, мусульмане и атеисты
вместе протестуют против войны или терроризма, их объединяет именно
общечеловеческое неприятие убийства невинных. Ахимса выступает понятным
языком для диалога цивилизаций: каждый может ценить жизнь и сочувствовать
страданию, будь то язычник или скептик.
В-третьих, ненасилие опирается не на внешнюю авторитетную санкцию, а на
внутреннюю природу человека. То есть его справедливость не зависит от
того, провозгласил ли её Бог или закон – оно логически вытекает из самой идеи
добра. Философы, начиная с Сократа, искали объективный критерий добра: ахимса
вполне подходит на эту роль. Альберт Швейцер писал, что запрет убивать –
одно из величайших духовных достижений человечества[91], потому что он признаёт ценность жизни как таковой. Это достижение не
принадлежит одной культуре – оно выработано совместными усилиями мудрецов
Индии, Китая, Средиземноморья… И хотя его практика несовершенна, идеал стойко
живёт. Можно сказать, что ненасилие – аксиома этики, которую практически
никто не решится отрицать впрямую. Даже самые воинственные идеологи обычно
декларируют, что их насилие вынуждено, ради защиты и пр., – тем самым косвенно
признавая, что необоснованное насилие зло. Нет ни одной морали, которая бы
хвалила безосновательное убийство или жестокость как добродетель. Таким
образом, ахимса имеет статус негласного «общемирового морального закона».
Иммануил Кант говорил о категорическом императиве – вести себя так,
чтобы правило твоего поведения могло стать всеобщим законом. Очевидно, правило
насилия не может быть всеобщим благим законом, иначе всё погрузится в войну
всех против всех. А вот правило ненасилия прекрасно подходит: если все
будут ему следовать, мир станет гармоничнее. Это подтверждает универсальность и
самоочевидность ахимсы как нравственного императива.
В-четвёртых, ахимса обладает практической целесообразностью для
выживания и процветания человечества. В ядерный век особенно стало ясно,
что альтернативы ненасильственному мировому порядку нет – иначе цивилизация
рискует самоуничтожиться. Сотрудничество превзошло конкуренцию как фактор
успеха: глобальные проблемы (изменение климата, пандемии, предотвращение войн)
требуют солидарных ненасильственных решений. Эволюционно люди – вид, выживший
благодаря кооперации, а не взаимному истреблению. Современная наука о мозге
также раскрывает, что у нас встроены «нейроны зеркала», отвечающие за
эмпатию. Когда мы видим боль другого, у нас активируются те же зоны мозга, что
и при собственной боли – мы буквально чувствуем чужое страдание. Это
биологическое подтверждение природности сострадания. Значит, ахимса «запрограммирована»
в нас природой как социальным существам. Конечно, в нас есть и агрессивные
инстинкты, но человек умеет осмысливать и выбирать. Тот факт, что величайшие
лидеры человечества – от Будды и Христа до современников – неизменно учили
любви и миру, указывает: развитие нравственности идёт по пути усиления ахимсы.
Возможно, в борьбе за существование на новом этапе выигрывает не самый
свирепый, а самый миролюбивый: общества, избегавшие внутренних распрей и поддерживающие
взаимопомощь, оказывались более устойчивыми. Сегодня идея ненасилия питает
движение за «единство в многообразии» – признание, что мы все разные, но
можем жить без войн на одной планете. Как выразился Далай-лама: «Ненасилие –
единственная дорога к миру и выживанию человечества». Эта мысль разделяется
людьми разных мировоззрений.
В-пятых, ахимса способна объединить человечество практически
через последовательное следование ей. Представим, если бы принцип ненасилия лег
в основу глобальных институтов и ежедневного поведения: не было бы войн –
бюджеты направились бы на образование, здоровье, науку; сотрудничество заменило
бы вражду – ресурсы тратились бы разумно, и, вероятно, исчезли бы голод и
нищета (ведь сейчас они во многом результат насилия прямого или структурного).
Уменьшилось бы и отчуждение между людьми, если бы с детства всех учили эмпатии
и уважению жизни. Это звучит утопично, но к этому стремится, например, культура
мира, провозглашённая ООН, где в основе – толерантность, диалог, отказ от
насильственных методов. Ахимса универсальна ещё и потому, что не требует
принадлежности к той или иной религии. Верующий может видеть в ней Божью
заповедь, а неверующий – рациональный этический принцип. Она не разделяет,
а соединяет людей на базе общечеловеческого. В мире, где религиозные и
идеологические разногласия часто ведут к конфликтам, ахимса – нейтральная
почва, на которой могут встать все. Любой нормальный человек в глубине души
скорее за ненасилие, чем против. Даже дети разных стран легко
найдут общий язык, играя вместе – пока их не разъединят предрассудками.
Возможно, ахимса – то самое простое, естественное правило, на котором
можно строить глобальную этику, минуя сложные догмы. Как Ганди верил, «если
ненасилие станет нормой широкой массы людей, оно преобразит мир».
Наконец, ненасилие, будучи понятным каждому сердцу, имеет огромную
воспитательную силу. Практические примеры ахимсы вдохновляют гораздо
сильнее, чем проповеди ненависти. Один Мартин Лютер Кинг или Мать
Тереза способными ненасильственным подвигом затронуть совесть миллионов,
побудить их к добру. Когда мы видим, как люди разных народов спасают друг друга
во время катастроф, приходят на помощь врагам, прощают обидчиков – мы ясно
осознаём: вот она, истинная человеческая природа, которая выше делений. Эти
вспышки гуманности – проявление универсального духа ахимсы, заложенного в нас.
И если взращивать этот дух, культивировать его через образование, культуру,
личный пример лидеров, то постепенно он может стать господствующей нормой. Не
случайно образ невинного ребёнка часто используется в религиях как
символ чистоты: «Будьте как дети», говорил Иисус, подразумевая чистое
сердце, незлобивость. Ахимса в идеале возвращает нас к этой детской чистоте
восприятия добра и зла – где зло явственно в насилии, а добро – в любви.
Подводя итог: ахимса может рассматриваться как всеобщее моральное
ядро, потому что она проста, естественна, подтверждена всеми культурами и
выгодна для общего блага. Она не требует слепой веры – любой разумный и чуткий
человек способен понять её правильность. Конечно, чтобы ахимса действительно
объединила человечество, ей предстоит пройти долгий путь от идеала к привычной
практике. Но история даёт надежду: ещё пару веков назад отмена рабства казалась
утопией – ныне рабство осуждается повсеместно; недавно идея прав животных
смешила – сегодня это серьёзная этическая тема. Так же и ненасилие: из
мечты отдельных пророков оно постепенно превращается в норму
цивилизованности. Возможно, эра всеобщей ахимсы ещё не близка, но
направление задано. Как сказал Мартин Лютер Кинг, «ненасилие – это меч,
который исцеляет». Этот меч – не оружие разрушения, а инструмент исцеления
человеческих отношений. Осознав ахимсу как универсальный закон жизни – подобно
закону притяжения в физике – люди смогут преодолеть разделения и конфликты.
Ведь, в сущности, все мы связаны в единое целое, и как напомнил стоик
Марк Аврелий, «если страдает ульи, страдает каждая пчела». Ахимса учит,
что не причиняя вреда другому, мы тем самым спасаем и себя, и мир. Именно
поэтому её постижение и воплощение – путь к объединению человечества в имени
жизни, добра и мира.
Вывод: Принцип ахимсы, рождённый в древности,
но не утративший свежести, пронизывает религиозно-этические учения по всему
миру как красная нить. Он проявился в заповедях не убивать, в призывах к любви,
в практиках сострадания. История показала, что даже против мощных сил насилия
ненасилие может одерживать победы – нравственные и практические. Перед лицом
глобальных вызовов ахимса остаётся, пожалуй, единственной надеждой на мирное,
устойчивое будущее. Её универсальность – в том, что она обращается к лучшему в
человеке, к общему для всех стремлению жить без страха и боли. Ахимса понятна
сердцу ребёнка и мудреца, верующего и скептика. Сделать её реальностью
непросто, но уже сам факт, что идея ненасилия принята всеми культурами как
идеал, говорит: путь к единству лежит через милосердие и отказ от насилия.
Стоит каждому из нас, на своём уровне, следовать этой истине – и тогда
постепенно мир, возможно, приблизится к гармонии, о которой мечтали пророки.
Как провозглашает древняя мантра из Яджур-веды: «Пусть все существа
посмотрят на меня дружеским взором, и я посмотрю на всех дружески, и пусть мы
смотрим друг на друга глазами друга»[94][95]. Это и есть поэтическое выражение всеобщей ахимсы – универсальной
истины дружбы ко всему живому.
References:
- Britannica. Ahimsa | Nonviolence, Pacifism, Compassion.
Explains ahimsa as the principle of not causing harm in Jainism, Hinduism,
Buddhism and its modern advocacy[93][91].
- Wikipedia. Ahimsa. Comprehensive article on ahimsa,
covering its origins in Vedas and Upanishads, its role as highest virtue
in Mahabharata[3][4], its strict application in Jainism[76][11], Buddhist interpretation as first precept[27], Gandhi’s integration of ahimsa into politics[79][78], and quotes by Gandhi and Schweitzer about its universality[93][91].
- Markkula Center for Applied Ethics (Santa Clara Univ.). Ethics
and War in Comparative Religious Perspective. David Perry’s lecture
comparing how major faiths view war and nonviolence, including Hindu
reverence for life but just-war allowance, Jain/Buddhist nonviolence with
some exceptions, Jewish “Thou shalt not kill” vs wars in Tanakh, Christian
pacifism of Jesus vs later just war theory[44][49], Islamic early wars and later humanitarian interpretations[63][64]. Supports comparative statements on each religion’s stance.
- IslamiCity. “Thou Shalt Not Kill!” by Abdul Malik Mujahid
(2023). Cites Prophet Muhammad’s prohibition on killing noncombatants[60] and Quran 5:32 / Talmud Sanhedrin 4:5 equating one life to all
humanity[59], illustrating Islamic and Jewish shared ethic of life sanctity.
- AAR (American Academy of Religion). Practicing Ahimsa:
Nonviolence toward Humans, Animals, and Earth. Discusses ahimsa’s
centrality in yoga (first yama) and Indian thought[96], Gandhi’s alignment with ecological values (not killing even a
cobra)[85], and how modern environmentalists like Chipko’s Sunderlal
Bahuguna used Gandhian nonviolence to protect trees[83]. Also quotes MLK: “Christ gave the spirit, Gandhi gave the
method”[81], linking Christian and Gandhian nonviolence.
- Spectrum Magazine. A Christian reads the Tao Te Ching
(Ch.30–31). Provides translations from Tao Te Ching: after war comes
destruction[69], and Chapter 31 verses: “Weapons are tools of fear… Peace is his
highest value… He does not rejoice in victory… enters a battle gravely, as
if attending a funeral”[67][68], supporting Taoist stance against violence.
- 1517.org (Donavon Riley). Hurt the Hive, Hurt the Bees.
Cites Marcus Aurelius: “What injures the hive injures the bee”[71] as metaphor for interdependence, used in a Christian context but
originally Stoic – supports Stoic cosmopolitan view against harming
others.
- BrainyQuote (Albert Einstein). “Our task must be to free ourselves
by widening our circle of compassion to embrace all living creatures and
the whole of nature in its beauty.”[73]. Illustrates a secular/humanist expression of ahimsa (compassion
for all life).
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [91] [92] [93] [94] [95] Ahimsa - Wikipedia
https://en.wikipedia.org/wiki/Ahimsa
[43] [44] [47] [48] [49] [50] [52] [63] [64] [65] [66]
Ethics and War in Comparative Religious - Markkula Center for Applied
Ethics
[45] [46] [51] [53] [54] [55] [56] [57] [58] Thou shalt not kill - Wikipedia
https://en.wikipedia.org/wiki/Thou_shalt_not_kill
[59] [60] [61] [62] THOU SHALT NOT KILL!
https://www.islamicity.org/90302/thou-shalt-not-kill/
[67] [68] [69] [70] A Christian Reads the Tao te
Ching: Chapters 30 and 31 — War: What Is It Good For? - Spectrum Magazine
[71] [72] Hurt the Hive, Hurt the Bees
https://www.1517.org/articles/hurt-the-hive-hurt-the-bees
[73] Albert Einstein - Our task must
be to free ourselves by...
https://www.brainyquote.com/quotes/albert_einstein_122243
[81] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [96] Practicing Ahimsa: Nonviolence
toward Humans, Animals, and Earth - AAR
https://aarweb.org/news/practicing-ahimsa-nonviolence-toward-humans-animals-and-earth/
[82] Nonviolent resistance proves
potent weapon - Harvard Gazette
[89] [90] Modern Management Is Essentially
Violent As It Is Based on ...
https://devdutt.com/modern-management-is-essentially-violent-as-it-is-based-on-consumption/
Комментарии
Отправить комментарий