Современная йога против Традиционной Йоги

 

Современная йога VS Традиционная Йога


Типичное общественное восприятие Йоги значительно изменилось в последние годы. В данной статье рассматривается природа этих сдвигов, сравнивается традиционная Йога древних мудрецов с современными пересмотрами. В статье также приводятся цитаты от девяти различных учителей, чьи имена хорошо известны.

Отправная точка большинства занятий, книг, журналов, статей, сайтов и блогов по Йоге настолько отличается от традиционной Йоги древних мудрецов, что ее вполне можно назвать "Не Йогой". Волна Не Йоги, кажется, все больше и больше отдаляется от Йоги.


Чтобы быть добытчиком алмазов, 

позаботьтесь о своих кирках и лопатах. 

Чтобы быть шахтером вашего духовного "я", 

позаботьтесь о своем теле, дыхании и уме. 

Но не путайте инструменты и цели.

-------

Цель Йоги (Союза) - это Йога (Союз), точка.



"Традиционная йога" исторически преподавалась устно, и есть тонкие нюансы среди различных линий и учителей, но не существует какой-то одной, точно согласованной "Йоги". Принципы обычно излагаются в стиле сутры, где краткие очертания излагаются устно. Например, йога изложена в 196 сутрах Йога Сутр, а затем обсуждается и объясняется учителем ученику. Точно так же огромная глубина смысла Ом мантры изложена только в 12 стихах Мандукья Упанишады и расширена устно. Более 10% из 700 стихов Бхагавад-гиты содержат именно слово "йога". Эта статья также не претендует на то, что существует единая, универсальная "современная йога". Здесь тоже есть много разных лиц. Однако в целом произошел довольно значительный сдвиг в восприятии йоги, и это заслуживает комментария и дальнейшего изучения.



Традиционный взгляд на йогу и позы (асаны)

Традиционная точка зрения: для древних Йога - это целостная система, в которой позы являются небольшой, хотя и весьма полезной частью. Слово "йога" относится ко всему, а не только к одной части, которая является позами или асанами. Согласно древним мудрецам, вся цель Йоги духовна по своей природе.

История йоги: история йоги может быть удобно разделена на следующие четыре широкие категории: Ведическая йога, Доклассическая йога, Классическая йога, Постклассическая йога.

Современный взгляд на йогу и позы (асаны)

Современный взгляд: в наше время относительное положение поз было повышено, чтобы заставить людей поверить, что слово "йога" относится к физическим позам или асанам, и что целью их является физическая подготовка. Целое и часть поменялись местами, ужасно вводя в заблуждение и сбивая людей с толку относительно истинной природы подлинной йоги.


Говори ложь настолько великую, что люди вынуждены будут поверить в неё:

Большая ложь (нем. Große Lüge) - это пропагандистский прием. Это выражение было придумано Адольфом Гитлером в его автобиографии 1925 года "Майн Кампф" для лжи настолько "колоссальной", что никто не поверил бы, что кто-то "может иметь наглость так бесславно искажать правду".

Черное - это черное, а белое - это белое. Однако если достаточное количество людей скажет, что черное - это белое, а белое - это черное, то последователи этого заблуждения поверят и будут стойко защищать его.

Так же обстоит дело и с йогой. Теперь у нас есть миллионы людей, которые полностью верят в большую ложь, что йога - это гимнастическая, физическая или физическая программа. Ложь настолько распространена, что я регулярно получаю электронные письма с нападками на меня о раскрытии или освещении истинной природы йоги через эту и другие статьи.

Омоним:

Омоним - это слово, которое имеет разные значения. Например, left - это прошедшее время отпуска, а также относится к левому, противопоставленному правому. Несколько легко узнаваемых омонимов: arm, bolt, change, file, grave, horn, letter, row, spring, tire, trunk, watch, and wave.

Слово "йога" стало омонимом, с традиционным значением, имеющим отношение к реализации через непосредственное переживание ранее существовавшего союза между Атманом и Брахманом, Дживатманом и Параматманом, Шивой и Шакти, или реализации Пуруши, стоящего отдельно от Пракрити, и современным значением йоги как любой из широкого разнообразия физических упражнений или процедур.


Классы асан и студии асан:


Очень жаль, что слово "Йога" так часто используется вместо слова "Асана" или "поза" в последние годы. Мы бы не назвали кирпич "домом", даже если он является частью конструкции. Тем не менее это то, что часто делается с Йогой. Первое слово Йога-сутр - "Атха", что означает "сейчас", подразумевая предварительную подготовку. Человек может делать позы годами и в конце концов быть готовым к Йоге. Называть ее "Йогой" до этого времени было бы неправильно. Если бы у нас были "классы асаны" и "студии асаны", это было бы большой услугой для людей. Тогда слово "Йога" можно было бы правильно использовать для путешествия, которое начинается, когда человек действительно понимает историю и природу подлинной, традиционной Йоги.


Йога Тела

Из книги "Йога тела: истоки современной практики осанки" 2010, Издательство Оксфордского Университета. Марк Синглтон.

"Несмотря на огромную популярность постуральной йоги во всем мире, существует мало или вообще нет доказательств того, что Асана (за исключением некоторых сидячих поз медитации) когда-либо была основным аспектом любой индийской традиции практики йоги… Первенство выполнения асан в транснациональной йоге сегодня - это новое явление, не имеющее аналогов в досовременные времена."  (страница 1 введения)

"Синглтон показывает, что, вопреки распространенному мнению, в индийской традиции нет никаких доказательств того вида практики асан, ориентированных на здоровье и фитнес, который доминирует на мировой арене йоги двадцать первого века. Удивительный и, безусловно, спорный тезис Синглтона состоит в том, что йога, так широко практикуемая сегодня, в большей степени обязана современному Индийскому национализму и, что еще более удивительно, духовным устремлениям Европейского бодибилдинга и женских гимнастических движений Европы и Америки начала XX века, чем любой древней индийской традиции йоги."

(задняя обложка книги)

Научная йога

Обзор "Научная йога", книга Уильяма Броуда. Комментарий Свами Бхарати Гьянешвара

Существует широко распространенное непонимание природы йоги, которое хорошо иллюстрирует Уильям Дж. Брод в своей книге "Научная йога". Брод говорит во введении, что книга посвящена постуральной йоге, но он никогда больше не использует этот термин (по крайней мере, я не смог его найти). Вместо этого он впоследствии использует единственное слово йога, подразумевая, что йога и позы (постуральная йога) - это одно и то же, что является общим культурным мифом нашего времени. Степень, в которой он это сделал, не сразу стала мне ясна. Потребовалось 4-е и 5-е чтение, чтобы ясно увидеть проблему.

Брод говорит, что сейчас мы находимся в периоде йоги 2.0 и предсказывает, что в ближайшие двести - триста лет мы увидим приход йоги 3.0 и йоги 4.0. Однако он говорит, что начальный период йоги 1.0 - это средневековье (приблизительно 1500-е годы, хотя он не уточняет предполагаемые даты), полностью игнорируя предыдущие тысячи лет истории йоги, которая включает в себя принципы йоги и практики в текстах, известных как Веды, Упанишады, Бхагавад-Гита и Йога-сутры.

Брод кратко упоминает об этой непризнанной йоге, говоря, что йога Патанджали (Йога-Сутра) - это “старая йога”, очевидно, в отличие от его взглядов на “новую йогу”. Однако достаточно беглого обзора практически любого публичного лица новой йоги, чтобы увидеть, что она не имеет никакого сходства со “старой йогой” (используя его термин для ясности, а не моё согласие). Брод также несколько раз использует выражение "современная йога". Если категории Брода согласуются с общепринятым взглядом на йогу (каковым они, по-видимому, и являются), то мы можем справедливо сказать, что эта йога на самом деле не является йогой по сравнению с йогой древних мудрецов. В любом из этих древних описаний йоги, которые были частью “старой йоги”, почти ничего нельзя найти о “современной йоге”, “йоге 2.0” или “не йоге”.

Как только я обратил внимание на классификацию Брода, было довольно легко прочесть разделы книги и мысленно вставить “постуральную йогу” везде, где он использовал только одно слово “йога” (в конце концов, он сказал, что книга была о постуральной йоге.). Было также легко прочесть ещё раз и мысленно вставить “не йога” везде, где он использовал только одно слово “йога”. Наконец, было также легко читать книгу снова  и мысленно вставлять “современную йогу” везде, где используется только одно слово “йога”. Эти три упражнения придали книге совершенно иное ощущение.

Как только мы видим, что Брод говорит только о современных деволюциях йоги, легко увидеть, что он написал чрезвычайно ясную и полезную книгу о постуральной йоге, или современной йоге, или не йоге, а также четко суммирует риски и преимущества категорий физической подготовки или терапии, известных как постуральная йога, современная йога или не йога. Однако, хотя это явно не входит в его намерения, он также проделал большую работу по описанию эволюции йоги за последние сто лет или около того. Другими словами, Брод действительно, похоже, рассматривает йогу только как физический процесс, связанный с фитнесом и здоровьем/медицинскими процедурами, и он пишет только с этой точки зрения.

Я столкнулся только с одним местом, где широко используется термин традиционная йога, термин, который я и другие использовали, чтобы противопоставить йогу мудрецов современной йоге. Однако он использует термин традиционная йога не для обозначения йоги мудрецов, а для постуральной хатха-йоги до того, как она была изменена/захвачена новаторами, такими как Кришнамачарья, Джойс и Айенгар.

Я очень рекомендую эту книгу. Он дает большое резюме потенциальных опасностей не йоги, а также физической подготовки и пользы для здоровья, и если вы внимательно читаете, также отображает путь, в котором йога была искажена в последние годы. Вы также можете заметить, что Брод не предлагает никаких доказательств или исследований, показывающих какую-либо опасность в практике интроспективных методов йоги, о которых говорят практикующие и учителя старой йоги (известной просто как Йога). По - видимому, опасности, которые он представляет, относятся только к не йоге. Не было ни одного примера, чтобы кто-то испытывал какие-либо проблемы со здоровьем, спокойно сидя и выполняя интроспективные практики медитации и созерцания, которые характерны для йоги, выполняемой с ее изначальной целью - самореализацией.

Было бы интересно посмотреть исследования о рисках и преимуществах этих медитативных и созерцательных практик старой йоги, но это не является предметом книги Брода. Это может быть очень трудное исследование, поскольку так мало людей практикуют или интересуются этим.

Йога "на" и "вне" коврика:

В течение последних нескольких десятилетий появилось новое изобретение - йога "коврик", который изготовлен из какого-то синтетического каучука или пластика. Это привело к мысли, что "йога" практикуется "на" таком коврике. Поскольку коврик предназначен для использования в физических позах или асанах, его изобретение еще больше привело к искажению йоги. Наряду с изобретением йоги "на циновке", последовало изобретение йоги "вне циновки" для описания "другой" формы йоги. Google в настоящее время показывает 1,220,000 результатов для поиска "yoga off the mat". Хотя это хорошо, что люди занимаются другими подобными практиками, сам факт того, что "йога вне коврика" вошла в моду, подразумевает, что по умолчанию настоящая йога находится "на" каком-то синтетическом "коврике". Это всего лишь еще один пример отказа от древней традиции подлинной Йоги ради продвижения современной искаженной йоги по всем каналам бизнеса йоги.

Индустрия Йоги:

Йога или что-то, использующее название "йога", стало настолько большим и имело такой большой коммерческий успех, что теперь существует бизнес - категория, известная как "индустрия йоги". Поиск в Google термина "индустрия йоги" показывает 92 800 результатов. Последний опрос (2008), проведенный журналом Yoga Journal (США), сообщает, что это индустрия стоимостью 5,8 миллиарда долларов в год, и что более 34 миллионов человек в США либо практикуют йогу, либо интересуются ею.

Оксюмороны

Оксюморон - это фраза, которая сочетает в себе два противоположных значения, которые на самом деле не используются вместе, часто имея юмористический эффект.

Йога - это внутреннее переживание единения индивидуального "Я" и универсального "я", и поэтому "студия йоги" и "класс йоги" являются оксюморонами. Приведенный ниже список включает в себя некоторые другие фразы, которые часто считаются оксюморонами:

Йога - класс

Студия йоги

 Абсолютно не уверен

Искусственный интеллект

Подлинная копия

Облысения волос

Большое меньшинство

Горько - сладкий

Деловая этика

Гражданские беспорядки

Явно сбивает с толку

Подтвержденный слух

Оглушительная тишина

Сухое озеро

Честный политик

Плохое здоровье


Цель Йоги - это Йога; 

Цель или назначение Йоги - это сама Йога, само единение маленького “я" и истинного "Я", процесс пробуждения к предсуществующему единению, которое называется Йогой. Хотя цель этой статьи не состоит в том, чтобы дать точное или окончательное определение термина Йога, который может быть описан по-разному, она имеет отношение к реализации через непосредственное переживание ранее существовавшего союза между Атманом и Брахманом, Дживатманом и Параматманом, Шивой и Шакти, или к реализации Пуруши, стоящего отдельно от Пракрити. Сам по себе тот факт, что человек может сделать несколько растяжек с физическим телом, не означает, что он движется к тому высокому единению, которое называется Йогой.

История йоги: 

История йоги может быть удобно разделена на следующие четыре широкие категории: Ведическая йога, Доклассическая йога, классическая йога, Постклассическая йога.

Персональная заметка:

Небольшой процент людей находит информацию такого рода в этой статье интересной. Некоторые даже находят это оскорбительным. Совершенно ясно, что практически никто не собирается отклоняться от своих неверно направленных мнений о природе Йоги, просто читая это, поскольку умы склонны придерживаться своего курса до тех пор, пока какая-то жизненная ситуация не заставит их измениться.

Так почему же эта статья здесь? Она здесь для того, чтобы служить тем немногим из вас, кто пришел увидеть, что Йога - это гораздо больше, чем мы обычно видим в наши дни. Вы можете чувствовать себя полностью затопленными  текущей волной искажения и деволюции йоги. Я говорю это потому, что люди иногда говорят мне такие вещи. Вы можете чувствовать себя сбитым с толку, сбитым с толку и одиноким, потому что ваша личная перспектива и путешествие кажутся не согласованными с вашими сверстниками и популярными так называемыми учителями и стилями йоги. Я надеюсь, что эта статья послужит вам подтверждением, а также даст некоторые объяснения и цитаты, которые вы сможете использовать для себя, чтобы оставаться сосредоточенным в мире Йоги, где вы находитесь в меньшинстве.

Если вы искренний искатель высших, подлинных целей Йоги, вы находитесь в иногда раздражающем путешествии, которое наполнено радостью. Это бесконечно стоит проблем на этом пути.

В любовном служении,

Свами Джнанешвара


Funk & Wagnalls Новая Энциклопедия

Уважаемые западные издатели признают подлинную, традиционную Йогу, в отличие от многих так называемых учителей йоги и школ подготовки учителей йоги. Ниже приводится выдержка из новой энциклопедии Funk & Wagnalls:

Йога (санскр. “ярмо”), одна из шести классических систем индийской философии, отличающаяся от других чудесами телесного контроля и магическими силами, приписываемыми ее продвинутым последователям. Йога утверждает учение о том, что посредством практики определенных дисциплин можно достичь освобождения от ограничений плоти, заблуждений чувств и ловушек мысли и таким образом достичь единения с объектом познания. Такой союз, согласно учению, есть единственный истинный путь познания. Для большинства йогов (тех, кто практикует Йогу) объектом познания является Вселенский дух Брахман. Меньшинство йогов - атеистов стремится к совершенному самопознанию вместо познания Бога.

Последняя стадия в учении Йоги редко может быть достигнута за одну жизнь. Обычно требуется несколько рождений, чтобы достичь освобождения, сначала от мира явлений, затем от мыслей о себе и, наконец, от запутанности духа в материи. Отделение духа от материи - это Кайвалья, или истинное освобождение.


Два восприятия йоги

Восприятие недавно изменилось: типичное восприятие йоги сильно изменилось за последнее столетие, особенно за последние пару десятилетий. В основном это связано с изменениями, произошедшими на Западе, особенно в Соединенных Штатах, хотя это не только американский феномен. (Подобные сдвиги произошли и в Тантре.)

Суть сдвига можно суммировать в двух перспективах, одна из которых является современной и ложной, а другая - древней и истинной.

  • Ложь: йога - это физическая система с духовной составляющей.

  • Верно: йога - это духовная система с физической составляющей.

Ложная точка зрения распространяется: к сожалению, мнение, что йога - это программа физических упражнений, является доминирующей точкой зрения. Ложная точка зрения затем распространяется через многие учреждения, классы, учителей, книги, журналы и миллионы учеников современной йоги, которые имеют мало или вообще не имеют знаний или интереса к духовным целям древней, подлинной, традиционной Йоги и медитации Йоги.


Для современных искателей подлинной Йоги, один из самых важных шагов - понять недавнюю деволюцию, в которой Йога - это всего лишь программа физических упражнений.


Йога и христианство: сказать, что йога - это просто физическая подготовка, как это делают многие христиане, все равно что сказать, что Христианское причастие - это просто пить вино и есть хлеб с едой, а крещение - это не что иное, как принятие душа или ванны. Цель Йоги - это Йога.

Колумбийская Энциклопедия, Шестое издание. 2001-07

йога:

(yg) (ключ) [санскр.,=Союз], общий термин для духовных дисциплин в индуизме, буддизме и во всей Азии, которые направлены на достижение высшего сознания и освобождение от невежества, страдания и перерождения. Более конкретно, это также название одной из шести ортодоксальных систем индуистской философии. И ведическая, и буддийская литература обсуждают доктрины странствующих аскетов в Древней Индии, которые практиковали различные виды аскетизма и медитации. Основной текст философской школы йоги, Йога-сутры Патанджали (2 в. До н. э.), является систематизацией одной из этих древних традиций.


Шесть школ индийской философии


Йога - это классическая философия: йога - одна из шести школ индийской философии. Это Ньяя, Вишешика, Мимаса, Санкхья, Йога и Веданта. Краткий обзор этих шести школ или систем легко прояснит истинную природу подлинной Йоги как системы духовного поиска. (Хотя не существует всеобщего согласия, некоторые считают учение Будды седьмой системой или школой индийской философии, а не отдельной системой, поскольку его методы происходят из того же корня. Кроме того, некоторые считают эти деления неточными, утверждая, что единственно верная Йога прямо взята из древних текстов, Вед.)


Смысл и цель Йоги: подобно многим искусствам и наукам, которые являются глубокими, прекрасными и могущественными, Йога пострадала от духовной бедности современного мира - она была тривиализирована, разбавлена или сведена к клише. Глубокая и вечная сущность Йоги была искажена и упакована для личной выгоды жадными и невежественными людьми. В руках некоторых Йога была сведена к статусу просто еще одной программы упражнений, доступной на видеопленке. В других контекстах Йога была представлена как культовая религия, направленная на привлечение "преданных". Вокруг ясной и чистой концепции Йоги был создан такой туман путаницы, что теперь необходимо переопределить Йогу и прояснить ее смысл и назначение. 


Йога Веданта: Дэвид Фроли пишет о природе Йоги и ее связи с Ведантой в своей книге "Ведантическая медитация", из которой взята следующая выдержка:


"Первые учителя, которые принесли йогу на Запад, пришли с глубокими учениями Веданты как с величайшим сокровищем, которым они могли поделиться с миром. Они представляли Веданту как философию самореализации, а йогу - как методику, с помощью которой ее можно достичь. Великие мастера начиная со Свами Вивекананды в конце девятнадцатого века и продолжая со Свами Рама Тиртхой, Парамахансой Йоганандой и многими учениками Свами Шивананды из Ришикеша. Они называли свое учение Йога-Ведантой, которую рассматривали как законченную науку духовного роста.

Однако с течением времени Асана или йогические позы приобрели большую популярность на материально ориентированном  Западе, и Ведантический аспект учения отошел на второй план, особенно в последние двадцать лет. В результате сегодня лишь немногие американские учителя йоги знают, что такое Веданта, или могут объяснить ее другим. Если у них есть интерес к медитации, они обычно обращаются к Дзен или Випассане, не зная, что медитация является самой основой классической Йоги и связанных с ней традиций.

"Даже студенты смежных дисциплин, таких как Аюрведа или ведическая астрология, могут мало знать о Веданте, пути самопознания, который является духовной поддержкой и целью этих систем. Между тем, те, кто изучает великих ведантических гуру современной Индии, таких как Рамана Махарши или Нисаргадатта Махарадж, обычно смотрят на конкретного учителя как на источник учений, и они могут не понять традицию, частью которой они являются. Таким образом, сердечные учения великих мудрецов Индии постепенно утрачиваются даже теми, кто утверждает, что следует их учению на западе.

Все великие мудрецы современной Индии были Ведантистами. Наиболее примечателен Рамана Махарши, который подчеркивал недвойственную форму Веданты и жил жизнью прямого самоосознания. Рамакришна, Ауробиндо, Анандамайи Ма, Нитьянанда и ним Кароли Баба были Ведантистами, используя Ведантическую терминологию самоосознания и осознания Бога. Ведантические традиции остаются сильными по всей Индии и сегодня, включая многих великих учителей — например, различных Шанкарачарьев, которые никогда не приходили на Запад и почти неизвестны здесь.

Современные крупные учителя из Индии, такие как Ма Амританандамайи (Аммачи) и Сатья Саи Баба, также используют язык Веданты и ее акцент на самости. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги следует Ведантическому взгляду на сознание и космическую эволюцию. Свами Рама, основатель гималайского института, был еще одним важным учителем веданты в Америке. Главные учителя хатха-йоги в последнее время, такие как Кришнамачарья из Мадраса или Б. К. С. Айенгар, следуют Ведантическим учениям для Высших Аспектов Йоги. Религиозные подходы, подобные движению Харе Кришна, отражают Ведантические учения о преданности (Бхакти). Поэтому без понимания Веданты трудно понять этих великих учителей или их слова, обращенные к нам”.




Свами Рама объясняет, что слово "йога", к сожалению, используется неправильно. Поэтому люди думают, что йога означает физические упражнения для сохранения молодости. Это наука, которая имеет дело с телом, дыханием, умом и душой, и в конечном счете с универсальным "я".


Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы йоги, Бихар, Индия, довольно хорошо описывает современную ситуацию йоги во введении к комментарию Хатха-Йога Прадипика Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет:

"В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет как подготовка к высшим состояниям сознания. Однако теперь истинная цель этой великой науки совершенно забыта. Практики хатха-йоги, которые были разработаны Риши и мудрецами древности для эволюции человечества, теперь понимаются и используются в очень ограниченном смысле. Часто мы слышим, как люди говорят: "о, я не занимаюсь медитацией, я занимаюсь только физической йогой, хатха-йогой". Хатха-йога - это очень важная наука для современного человека...

"Главная цель хатха-йоги - создать абсолютный баланс взаимодействующих действий и процессов физического тела, ума и энергии. Когда создается это равновесие, генерируемые импульсы дают сигнал пробуждения центральной силе (Сушумна Нади), которая отвечает за эволюцию человеческого сознания. Если хатха-йога не используется для этой цели, ее истинная цель теряется."


Путаница целей и инструментов

Тело - это не цель: человеческое тело - прекрасный инструмент, и о нем нужно заботиться. Однако тело - это инструмент, и само по себе оно не является целью традиционной Йоги. В науке и практике медицины пилюля - это инструмент, но сама по себе пилюля не является целью. В науке и практике подлинной Йоги тело является инструментом, но само тело не является целью.

Запутанные цели и инструменты: это может звучать как анти-телесная перспектива, но это не так. Это не конфликт между философиями. Скорее, это непонимание целей и инструментов.

Цель Йоги - это Йога, точка.

Ни один из нижних уровней не является целью: в традиционной Йоге стремящийся работает и тренирует все уровни существа, включая взаимоотношения, самоисследование, чувства, тело, дыхание и ум. Однако ни одно из них само по себе не является целью Йоги.

На подлинном пути: искатель следуя путем подлинной Йоги:

  • Отношения: искатель строит отношения с миром посредством таких практик, как ненасилие, правдивость, отказ от воровства, запоминание истины и отказ от собственничества. Однако построение лучших взаимоотношений с миром само по себе не является целью традиционной Йоги.

  • Чувства: искатель тренирует чувства так, чтобы быть способным сознательно регулировать их позитивным образом, хотя работа с чувствами сама по себе не является целью традиционной йоги.

  • Тело: искатель работает с телом, чтобы сделать его гибким, сильным и устойчивым, но работа с телом сама по себе не является целью подлинной Йоги.

  • Дыхание: искатель тренирует дыхание так, чтобы сделать его ровным, медленным и безмятежным, но тренировка дыхания сама по себе не является целью традиционной Йоги.

  • Ум: искатель имеет дело с умом на всех его уровнях, хотя исследование и работа с умом сами по себе не являются целью подлинной Йоги.

Цель Йоги находится за пределами всего этого: единственная цель Йоги находится за пределами всего этого.

Свами рама пишет о ситуации с традиционной Йогой и современной йогой в своем тексте "Путь огня и света".:

"Большинство людей рассматривают Йогу как систему физической культуры. Очень немногие понимают, что наука Йоги совершенна сама по себе и систематически имеет дело с телом, дыханием, умом и духом.

"Когда человек понимает, что он не только физическое существо, но и дышащее и мыслящее существо, тогда его исследование не ограничивается только телом и дыханием.

Для него обретение контроля над умом и его модификациями, а также над чувствами и эмоциями становится более важным, чем выполнение нескольких поз или дыхательных упражнений. Только медитация и созерцание могут помочь искателю понять, контролировать и направлять ум."

Во вступительном абзаце лекций по йоге Свами рама объясняет:

Слово "йога" в наши дни часто употребляется и часто неправильно понимается, ибо наш нынешний век - это век причуд, а йога часто низводится до статуса причуды. Многие ложные и неполные учения были распространены от ее имени, она была предметом коммерческой эксплуатации, и один маленький аспект Йоги часто принимается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе думают, что это культ физического тела и красоты, в то время как другие думают, что это религия. Все это затмило истинный смысл Йоги.

Во втором томе "Пути огня и света" Свами Рама идет еще дальше, где он категорически заявляет:

"Слово "Йога" было вульгаризировано и теперь ничего не значит."

Непонимание транспортных средств и пунктов назначения: Если вы собираетесь в Гималаи, вы можете сначала прокатиться на самолете или автомобиле. Однако тот факт, что вы едете в самолете или автомобиле, не означает, что вы обязательно окажетесь в Гималаях. Каждый день есть много миллионов людей, которые путешествуют как в самолетах, так и в автомобилях, но не будут таинственно или случайно попадать в Гималаи без того, чтобы это не было их целью или пунктом назначения.

Целью или назначением Йоги является сама Йога, само единение малого “я" и истинного "Я" (хотя цель этой статьи не состоит в том, чтобы дать окончательное или окончательное определение термина "йога", который может быть описан по-разному), - она имеет отношение к реализации через непосредственное переживание ранее существовавшего союза между Атманом и Брахманом, Дживатманом и Параматманом, Шивой и Шакти, или реализации Пуруши, стоящего отдельно от Пракрити). Сам по себе тот факт, что человек может сделать несколько растяжек с физическим телом, не означает, что он движется к этому высокому единению, называемому Йогой.

Пример

Ниже приведен пример неудачного искажения терминологии и практик йоги.

Веб-сайт ashtanga.com описывает Аштанга йогу как практику дыхания и поз Паттабхи Джойса:

"Аштанга йога-это система йоги, переданная современному миру Шри К. Паттабхи Джойс. Этот метод йоги включает синхронизацию дыхания с последовательной серией поз — процесс, производящий интенсивное внутреннее тепло и обильный, очищающий пот, который выводит токсины из мышц и органов. В результате улучшается кровообращение, тело становится легким и сильным, а ум - спокойным."

Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963), основатель Общества Божественной жизни Ришикеша, Индия, пишет об аштанга-йоге:

"Говорят, что первым проповедником классической йоги был сам Хираньягарбха. Именно Патанджали Махариши сформулировал эту науку в определенную систему под названием аштанга-йоги или Раджа-Йоги. Это образует одну из Шад-Даршанан, или классических философских систем.... Раджа-йогу Патанджали обычно называют аштанга-йогой или йогой восьми ступеней, посредством практики которой достигается свобода."

Многие люди работают с диетой, физическими упражнениями и межличностными отношениями. Это могут быть занятия по физической подготовке, семинары по приготовлению пищи или кулинарные семинары, а также различные формы работы с личностью, включая группы поддержки, психотерапию или доверительные беседы с друзьями. Когда они выполняются в одиночку, они необязательно направлены на Йогу и поэтому не являются Йогой, какими бы полезными они ни были.

Тем не менее работа с телом, пищей и отношениями может очень сильно подпадать под сферу Йоги, когда Йога является целью. Ключ - это цель или предназначение, которое человек держит в сердце, уме и убеждении. Без того, чтобы это было направлено на состояние Йоги, методы вряд ли можно назвать Йогой.

Йоги существуют для истинных искателей Йоги

Для подавляющего большинства тех, кто ищет функциональную тренировку или программы функциональных упражнений, по-прежнему будет существовать множество функциональных тренеров. Для крошечного процента тех, кто ищет Йогу, будет продолжать существовать крошечное число йогов (йогинов), которые помогут. Вот как это работает. По-прежнему будет существовать феномен господства большинства. Если достаточное количество людей скажет, что йога - это фитнес или медицинское лечение, то так оно и будет, по крайней мере, в сознании большинства, как это произошло в последние годы.

Йога имеет дело с телом, дыханием и умом, но направлена на то, что находится за пределами ума. Однако:

  • Если в один прекрасный день физиотерапевты и реабилитологи, имеющие дело с телом, будут коллективно называть свою работу йогой, то в сознании большинства это будет выглядеть именно так.

  • Если однажды респираторные терапевты, занимающиеся дыханием, коллективно назовут свою работу йогой, то в сознании большинства это будет выглядеть именно так.

  • Если в один прекрасный день психотерапевты, имеющие дело с умом, коллективно назовут свою работу йогой, это будет выглядеть так в сознании большинства.

Тем не менее при всем этом правлении большинства, будет доступна крошечная горстка йогов, в основном вне поля зрения общественности, чтобы помочь людям, которые ищут Йогу как Йогу. Вот как это работает.


Ошибочность композиции

Неправильное употребление слова Йога часто связано с тем, что логики называют ошибкой композиции. Ошибочность композиции возникает, когда один делает вывод, что что-то верно в целом из-за того, что это верно в некоторой части в целом. Тривиальный пример: «Эта шина сделана из резины, поэтому транспортное средство, частью которого она является, также сделано из резины». Это ошибочно, потому что автомобили состоят из множества деталей, большинство из которых не из резины. Ошибка композиции может привести к ложному заключению, что всякий раз, когда человек делает какое-то действие, которое входит в Йогу, этот человек обязательно делает Йогу.

Некоторые из приведенных ниже примеров могут показаться глупыми, но эта ошибка композиции-то, что происходит, когда говорят, что йога - это физическая подготовка, управление стрессом или медицинское лечение. Цель Йоги - это Йога, которая имеет отношение к реализации в непосредственном опыте высшего единства нашего существа, из которого возникли только кажущиеся индивидуация и множественность. Практики, которые не делаются для этой цели, просто НЕ являются йогой.

Вот несколько явно необоснованных и ложных аргументов о природе Йоги. Они приведены в качестве примеров абсурдности ошибки композиции.

  • Сгибание тела - это часть Йоги, поэтому любой, кто сгибает тело, практикует Йогу.

  • Регулирование дыхания является частью Йоги; поэтому любой, кто намеренно дышит ровно и медленно, практикует Йогу.

  • Сокращение мышц анального сфинктера - это блокировка, которая является частью Йоги; поэтому любой, кто сокращает эти мышцы, занимается Йогой.

  • Очищение тела - это часть Йоги; поэтому любой, кто очищает тело, практикует Йогу.

  • Очищение желудочно-кишечного тракта - это практика Йоги; поэтому любой, кто принимает клизму, практикует Йогу.

  • Сосредоточение ума - это часть Йоги; поэтому любой, кто концентрируется, практикует Йогу.

  • Созерцательный разговор с самим собой - это часть Йоги, поэтому любой, кто разговаривает сам с собой, практикует Йогу.

  • Любовь-это часть Йоги, поэтому все люди, которые любят свою семью и друзей, практикуют Йогу.

  • Честность - это часть Йоги, поэтому любой честный человек практикует Йогу.

  • Удовлетворенность-это основа Йоги, поэтому каждый, кто удовлетворен, практикует Йогу.

  • Употребление здоровой пищи является частью Йоги, поэтому любой, кто ест свежие овощи, практикует Йогу.

  • Ослабление влечений и отвращений является частью Йоги; поэтому любой, кто уменьшает свои привычные мысли и эмоции, практикует Йогу.

  • Неподвижное сидение - это часть Йоги; поэтому любой, кто сидит неподвижно, практикует Йогу.

Вот еще несколько ложных утверждений о Йоге, которые, к сожалению, стали широко признаваться как истинные.

  • Поскольку йога полезна для организма, йога - это программа физической подготовки. (Неверно; цель Йоги - это Йога.)

  • Поскольку йога уменьшает стресс, йога - это метод управления стрессом. (Неверно; цель Йоги - это Йога.)

  • Поскольку йога оказывает влияние на физическое здоровье, йога - это медицинское лечение. (Неверно; цель Йоги - это Йога.)

Понимая ошибочность композиции и размышляя над простыми примерами, подобными приведенным выше, легче увидеть сквозь аргументы и широко распространенное заблуждение, что йога - это физическая подготовка, управление стрессом или медицинское лечение. На самом деле, Йога - это только высший союз, имеющий отношение к чистому сознанию, душе, духу, Пуруше, Атману или другим подобным словам. Другие усилия для достижения меньших целей могут быть весьма полезны, но они НЕ являются частью Йоги, если только эти более высокие цели не являются основным мотивом для практик.

На сайте Шивананда йоги объясняется:

Йога означает союз: "хотя многие люди думают, что этот термин относится к союзу между телом и умом или телом, умом и духом, традиционное понимание - это союз между Дживатманом и Параматманом, то есть между индивидуальным сознанием человека и Вселенским сознанием. Поэтому Йога относится к определенному состоянию сознания, а также к методам, которые помогают человеку достичь этой цели или состояния единения с Божественным."


Перевернутые слова

Хатха была частью - Йога была целым: в древние времена хатха-йога считалась частью или аспектом большего целого, которое называлось Йогой. Слово йога относится к всеобъемлющим, или зонтичным, принципам и практикам целостности.

Позы были лишь частью этой части: собственно, сама Хатха-йога лишь частично занималась практикой поз, называемых асанами. Таким образом, позы или асаны были частью хатха-йоги, которая, в свою очередь, вела к Раджа-йоге.

Слово “йога” ранее относилось к целому; теперь это относится к части, к позам.

Значение слова йога: все это изменилось за последние несколько десятилетий. В это время современной йоги, когда вы слышите слово йога или видите его написанным, оно редко используется для обозначения всей Йоги. Скорее, единственное слово йога теперь используется для обозначения физической йоги.

  • Два слова Хатха-Йога: в тексте 13-го века, озаглавленном Хатха-Йога Прадипика, первый стих утверждает, что текст предназначен для хатха-йоги. Он не использует ни одного слова йога, но вместо этого использует термин Хатха-Йога. В тексте ясно сказано, что это подготовка к Раджа-йоге. Другими словами, Хатха-Йога - это основа, часть или подготовка к Раджа-йоге (Раджа-йога относится как к состоянию самадхи, так и к практикам достижения этого состояния.


  • Единственное слово йога: Йога-сутры, кодифицированные по меньшей мере тысячу лет назад - это текст, описывающий раджа-йогу. В первом стихе текста используется единственное слово Йога, утверждающее, что теперь начинается процесс Йоги. Он явно использует единственное слово Йога для обозначения практик, которые приносят духовное пробуждение.

Это не просто семантика; это означает, что когда кто-то пытается обратиться к целому Йоги или следовать за ним, больше нет слова, терминологии или названия, чтобы идти вместе с этим целым, высшей Йогой, которая является основой для частей. Если вы говорите: "Я занимаюсь йогой", это автоматически означает, что вы занимаетесь только физическими позами. В то время как современная йога фокусируется на физическом, на самом деле даже необязательно делать физические позы для того, чтобы практиковать подлинную Йогу.

Типичные занятия йогой это класс Асан (поз), это не занятия Йогой.

Нет альтернативного слова для Йоги: вместо того, чтобы просто использовать термин Йога, когда речь идет о первоначальном, более широком, высшем значении Йоги, теперь нужно использовать альтернативное слово. Однако для всей Йоги нет другого слова.

Это употребление термина "йога" вместо "Хатха-йога" (или, точнее, "Асана") было основной причиной неправильного понимания того, что йога - это физическая программа с духовным компонентом, а не духовная программа с физическим компонентом. 

Кто выигрывает от удаления духовного: некоторые ученики и учителя современной йоги хотят удалить или игнорировать духовную направленность Йоги, по целому ряду причин. Из-за этого такие люди на самом деле выигрывают, отбрасывая слово Хатха из термина Хатха-Йога. Отбросив слово Хатха и назвав его только йогой, они могут легче избежать того факта, что древние тексты, такие как Хатха-Йога Прадипика, так ясно заявляют о духовном приоритете традиционной Йоги. Они могут избежать того факта, что Ха и Тха относятся к тонким энергиям Иды и Пингалы, процессу пробуждения Кундалини и достижения самадхи.


Целое и его части

"Целое" - это "Йога": не только произошла смена хатха-йоги и йоги, в результате чего Хатха-Йога ("часть") была обозначена как "Йога" ("целое"), но и весь процесс и объем Йоги были упрощены в нашем коллективном восприятии йоги. Один из способов увидеть это ясно - помнить, что:

  • Йога - это целое, частью которого является Бхакти-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Хатха-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Джняна йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Карма-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Кундалини-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Лайя-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Мантра-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Нада-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Раджа-йога.

  • Йога - это целое, частью которого является Тантра йога.

  • Йога - это целое, частью которого является _______ йога.

  • Йога - это целое, частью которого является _______ йога.

  • Йога - это целое, частью которого является _______ йога.

Известный учитель и писатель Б. К. С. Айенгар пишет в своих рассуждениях о Йога-сутрах:

"... Благодаря дисциплине йоги, как действия, так и разум выходят за пределы этих качеств [гун], и видящий приходит к переживанию своей собственной души с кристальной ясностью, свободной от относительных атрибутов природы и действий. Это состояние чистоты и есть самадхи. Таким образом, Йога является одновременно и средством, и целью. Йога - это самадхи, а самадхи-это Йога...."

"... Обычно ум ближе к телу и грубым органам действия и восприятия, чем к душе. По мере того как асаны совершенствуются, они автоматически становятся медитативными, поскольку разум начинает проникать в самую суть бытия. Каждая асана выполняет пять функций. Они являются конативными, когнитивными, ментальными, интеллектуальными и духовными...."


Хатха Йога Прадипика

Вся цель является духовной: вся цель древней, подлинной, традиционной Йоги, включая хатха-йогу, является духовной по своей природе. Ниже приведены несколько пунктов из "Хатха-Йога Прадипики", текста 13-го века, описывающего практику хатха-йоги. Хатха-Йога Прадипика, возможно, является самым известным и наиболее авторитетным текстом по подлинной хатха-йоге. Эти несколько ссылок должны прояснить истинную природу хатха-йоги.

Последняя глава называется самадхи: важно отметить, что из четырех глав Хатха-Йога Прадипики последняя глава называется самадхи, высшее состояние сознания.

Фокус Йоги - это самадхи.

Ссылки из Хатха-Йога-Прадипики: следующие ссылки взяты из Хатха-Йога-Прадипики (номера сутр указаны в скобках). Обратите внимание, как акцент смещается от поз к дыханию, Кундалини, Раджа-йоге и самадхи.

Глава 1.

  • Цель хатха-йоги - быть лестницей к Раджа-йоге, высшей Йоге (1.1-2)

  • Позы-это первая часть хатха-йоги (1.77)

Глава 2.

  • После выполнения поз следует практиковать с дыханием (2.1)

Глава 3.

  • Энергия Кундалини является опорой всех йогов (3.1)

  • Кундалини пробуждается и движется вверх (3.68-69)

  • Кундалини открывает дверь к просветлению (3.105)

Глава 4.:

  • Самадхи ведет человека к вечному и высшему блаженству (4.2)

  • Ум и вечное сливаются, как соль и море (4.5)

  • Те, кто занимается только хатха-йогой без реализации Раджа-Йоги, не получают никаких плодов за свои усилия (4.79) [это не означает, что не получают никакой физической пользы; скорее, поскольку цель йоги духовна по своей природе, когда выполняются только низшие практики, намеченная цель полностью упускается, не принося никаких плодов.]

  • Все практики Хатха-йоги и Лайя-йоги являются средствами Раджа-Йоги, самадхи (4.103)

Свами Чидананда Сарасвати, глава всемирно известного ашрама Шивананда (общество Божественной жизни) в Ришикеше, Индия, объясняет, что:

Йога - это не просто акробатика. Некоторые люди полагают, что Йога в первую очередь связана с манипулированием телом в различных странных положениях, например, стоя на голове, или поворачиваясь вокруг позвоночника, или принимая любую из многочисленных странных поз, которые демонстрируются в учебниках по йоге. Эти техники правильно используются в одном отдельном типе практики йоги, но они не являются неотъемлемой частью самого существенного типа. Физические позы служат в лучшем случае вспомогательной или второстепенной формой Йоги."


Йога и медицина

Что представляет собой успех в Йоге: есть много последствий для перехода от традиционных к современным взглядам на природу йоги. Например, в отношении успеха современной йоги и традиционной Йоги существуют также две перспективы:

  • Современный взгляд на успех йоги: согласно современному взгляду, об успехе йоги свидетельствует состояние физического тела и уменьшение физических заболеваний.

  • Традиционный взгляд на успех Йоги: согласно древнему взгляду, успех Йоги проявляется в той степени, в которой человек переживает осознание своего вечного "Я", которое находится за пределами физического тела, его недугов и неизбежной гибели.

Говорите достаточно большую ложь достаточно часто и люди в это поверят:

"Йога - это лечение".

"Йога - это физиотерапия".


Йога переопределена как медицинское лечение: йога теперь рассматривается как медицинское лечение, как если бы это была простая физиотерапевтическая программа. Предпринимаются даже усилия, чтобы современная йога покрывалась страховыми программами, как лечение конкретных заболеваний. Хотя это полезно для физического здоровья людей, это еще больше убеждает людей, что йога - это только физическая программа.

Методы лечения, такие как физиотерапия и реабилитация, являются очень полезными и необходимыми профессиями. Однако разработка таких методов лечения и называние их "йогой" - это огромная медвежья услуга как для этих профессий, так и для Йоги.

Воровство: искажать использование названия "йога" таким образом равносильно воровству названия "йога".

Единственная цель Йоги  духовна по своей природе.

Единственная цель Йоги - духовная: Йога - это систематическая программа, единственная цель которой - духовная, называете ли вы ее просветлением, самореализацией или другими подобными терминами. Цель работы с физическим телом состоит в том, чтобы тело не было препятствием в таких практиках, как йогическая медитация, созерцание и молитва. Препятствия для этих духовных практик естественным образом минимизируются или полностью устраняются в процессе следования Йоге.

Йога теперь предписана ради ее побочных эффектов: то, что происходит, - это путаница целей. Цель традиционной Йоги духовна по своей природе, а побочные эффекты включают физическое исцеление. Это подобно тому, как врач назначает лекарство от определенной болезни, и это лекарство также имеет побочные эффекты. Таблетку или лекарство предписывают ради его основного действия, не ради побочных эффектов. В наше время Йога предписывается ради ее побочного эффекта, в то время как ее реальная цель обычно игнорируется.

Это не значит, что люди не должны получать пользу от йоги, даже если преподается только небольшая часть, и даже если эта небольшая часть изменяется, чтобы больше не быть йогой. Некоторые из физических методов лечения, разрабатываемых во имя йоги, могут быть очень полезны для физического здоровья.

Настоящий смысл Йоги потерян. Однако, разрабатывая физиотерапевтические программы и называя их йогой, а также сосредоточившись на одном малом аспекте йоги (физическом), мы обнаруживаем, что весь, больший, истинный смысл йоги теряется для тех, кто ищет более высокую основу.

Одна из возможных альтернатив:

Было бы гораздо более ясно, если бы классы, которые в основном посвящены асанам, назывались классами асан, а не классами йоги, хотя это вряд ли произойдет.

Представьте себе на мгновение, что вы идете на лекцию ученого - йога о том или ином, но в объявлении говорится только, что он собирается преподавать йогу. Люди приходили со своими ковриками и другими принадлежностями. Он мог бы читать лекцию о йогическом созерцании или, например, о джняна-йоге, но на самом деле это был бы урок йоги. Можно ли на самом деле преподавать такой класс и только называть его классом йоги? - Конечно, нет.

Что, если бы в объявлении говорилось, что это был класс йоги, и люди пришли бы, чтобы обнаружить, что это был двухчасовой религиозный ритуал, возглавляемый индуистским пандитом или буддийским священником, а не класс об асанах. Это действительно была бы йога, хотя в рекламе не упоминалось, что речь идет о той или иной форме бхакти-йоги. Может ли священник или пандит действительно провести такой ритуал и только называть его классом йоги? - Конечно, нет.

Так почему же эта небольшая часть йоги, называемая асанами, поднимается до статуса использования целого, или всеохватывающего имени Йога. Это действительно было бы тааак... гораздо более ясно, если бы классы, которые в основном посвящены асанам, назывались классами асан, а не классами йоги, хотя, опять же, это вряд ли произойдет.


Йога и деньги

Семинары по зарабатыванию денег с помощью йоги: как будто назвать йогу фитнес - программой, физиотерапией или медицинским лечением было недостаточно, также стало обычным продвигать семинары по йоге и книги по йоге, являющейся техникой зарабатывания денег. Промоутеры иногда не говорят открыто, что это про  деньги, а вместо этого используют такие термины, как процветание, успех, изобилие или достаток.

Это не говорит о том, что учителя зарабатывают деньги, проводя занятия; это совершенно другой вопрос. Это говорит о намеренном использовании тонких методов и сил йоги, чтобы заставить деньги прийти к вам. Плоды, естественно, приходят к практикующим как побочный продукт йоги, но проводить семинары о том, как направить свои убеждения и практики на накопление денег - это совсем другое дело.


Говорите достаточно большую ложь достаточно часто и люди в это поверят:

"Йога - это техника зарабатывания денег".


Рефрейминг привязанности, гедонизма и жадности: не нужно много размышлять, чтобы понять, что это рефрейминг привязанности, гедонизма или жадности, которые обычно рассматриваются как препятствия ослабления, а не цели, которые должны быть достигнуты.

Иногда говорят, что учителя должны встречаться с учениками там, где они есть. Это воплощение того процесса, когда жадные учителя предоставляют жадным студентам хорошо упакованные и продаваемые семинары. Таким образом, искатели получают форму псевдо-подтверждения своих внутренних стремлений к внешнему удовольствию. Предполагать здесь, что йога не имеет ничего общего с денежными предложениями, не значит говорить, что люди должны жить в бедности. Это просто вопрос путаницы целей и методов. Йога - это не техника зарабатывания денег, и любое использование йоги для этой цели является деволюцией Йоги.

Пандит Раджмани Тигунаит, глава гималайского Института США, пишет в статье под названием "Настоящая Йога", что:

"Йога стала системой здоровья и фитнеса по выбору. Это странно, потому что именно ум, а не тело, является главной целью всех подлинных практик Йоги... Рассматривать йогу прежде всего как комплекс практик для увеличения силы и гибкости при одновременном успокоении нервной системы - значит ошибочно принимать шелуху за ядро."


Йога и фитнес-программы

Смешение методов: слово йога стало популярным в последнее время. Многие другие стили упражнений, от аэробики до гимнастики, от джазовых упражнений до кикбоксинга, стали ассоциироваться с йогой (Хотите верьте, хотите нет, но кто-то даже придумал йогу для собак!).

В результате этого смешения методов пришли два результата:

  • Во-первых, участники приходят к убеждению, что эти практики являются частью Йоги, которой они не являются.

  • Во-вторых, подлинная Йога становится еще дальше вне поля зрения и недоступна.

Говорите достаточно большую ложь достаточно часто и люди в это поверят:

"Йога - это программа физической подготовки".

Восхищение теми, кто держит названия отдельно: некоторые поставщики программ упражнений интегрировали позы йоги в свои учения, но не использовали слово йога. Этими людьми следует восхищаться за то, что они обладают мудростью не искажать йогу, представляя смешанные или разбавленные версии под названием Йога. Таким образом, их ученики получают некоторые из преимуществ этой небольшой части йоги, в то же время не искажая подлинную йогу в глазах этих студентов.

Функциональная тренировка: хорошим примером программ, интегрирующих принципы йоги, но без захвата названия йога и отказа от ее высших целей, является движение к функциональной тренировке или функциональным упражнениям. С этой точки зрения, позы хатха-йоги рассматриваются только как часть этой более широкой перспективы физической подготовки. Все более широкое использование этих терминов является очень хорошей новостью для йоги, поскольку она более точно определяет, что на самом деле делается, вместо того, чтобы обманчиво (по недомолвке) называть практики йогой.


Искатели духовного

Пропуск йоги как духовного инструмента: для человека, стремящегося к духовным достижениям, путь традиционной Йоги может быть идеальным, включая все многочисленные аспекты, которые он охватывает. Однако, когда подлинный искатель духовных истин начинает исследовать ландшафт путей, йога часто не преследуется как духовный инструмент, потому что "все знают" (неправильно), что йога - это просто программа физических упражнений.

Видимость мешает найти подлинную Йогу: хотя это не правда, что йога - это просто физическая программа, она кажется таковой большинству людей. Поэтому из-за видимостей многие искренние искатели не находят подлинной Йоги, которая имеет некоторые из самых высоких учений и практик, известных человечеству.

Йога фокусируется на духовном, прямо с самого начала.

Начните с духовного: следование подлинной Йоге может принести человеку не только духовную реализацию, но и побочные эффекты, которые могут включать физическое здоровье, уменьшение или устранение некоторых заболеваний или укрепление здоровья. Цель Йоги - с самого начала сосредоточиться на духовном. Через такую подлинную ориентацию Йоги придет много плодов, в том числе и физических благ.

Утвердите истинную природу Йоги: проблема не в том, чтобы изменить путь тех, кто практикует адаптацию йоги или только небольшие части йоги. Такие люди имеют полное право поступать так, как им хочется. Однако необходимо ясно подтвердить истинную природу подлинной Йоги и сделать ее доступной для истинных искателей в самых разных местах. К счастью, по крайней мере небольшой процент учителей пытается это сделать.

Путешествие Йоги к Йоге это священное паломничество

Представьте себе, что вы совершаете священное паломничество (Ятру) в священное место на высоте Гималаев (или в другое подобное место назначения). В своем путешествии вы можете летать на самолете, ездить в автомобиле и много ходить пешком. Все путешествие в пути - это паломничество из-за вашей искренней убежденности в том, что вы ищете место назначения.

Однако в любой данный момент в небе вокруг планеты находятся тысячи самолетов. Миллионы и миллионы людей ездят на машинах. Есть еще много миллионов людей, которые где-то гуляют. Неужели все эти люди совершают Ятру, священное паломничество в Гималаи? - Конечно, нет.

  • То, что делает полет на самолете, езду на автомобиле и ходьбу Ятрой - это интенциональность (намерение) в сердце для искомого пункта назначения.

  • Именно интенциональность для цели, называемой Йогой, делает процесс, ведущий к ней, также называемым Йогой, а не просто сами действия.

Тот факт, что человек двигает свое тело так или иначе или выполняет какую-то дыхательную практику, сам по себе не является Йогой. Йога - это путь (Ятра) к Йоге, которая есть искомое единение. Люди могут по-разному описывать это единство, называемое Йогой, например, говорить, что это Дживатман, познающий себя как Параматман (индивидуальное и абсолютное), или союз Шивы и Шакти (статическое и активное), или распознавание точки конвергенции Пуруши и Пракрити (сознание и материя). Как бы конкретно ни описывался этот союз или Йога, они имеют отношение к союзу, называемому Йогой.

Если человек не работает с отношениями во внешнем мире, со своей личностью, с телом, с дыханием или с уровнями ума с такого рода интенциональностью по отношению к цели, называемой Йогой, тогда процесс на этом пути просто не является Йогой.

Есть много практикующих и руководителей семинаров, которые проводят дыхательную тренировку для улучшения здоровья, хотя и не используют слово йога. При обучении дыханию для здоровья они не упоминают о достижении или реализации высшего единства, которое лежит в основе Йоги. Этими людьми следует восхищаться за то, что они не называют свою работу йогой, хотя тренировка дыхания является частью Йоги. Откровенно говоря, многим из этих практиков, возможно, никогда не приходило в голову назвать свое обучение йогой. Так и должно быть.

Так как же получается, что те, кто учит работать с телом, дыханием и умом, называют свои практики йогой, полностью игнорируя цель или назначение Йоги? Должны ли мы сказать, что массажисты, респираторные терапевты и психотерапевты все учат Йоге, потому что они работают с телом, дыханием и умом? - Конечно, нет.

Назначение Йоги - это Йога, точка. Любое другое использование этих практик - это просто не Йога.


Отворачиваясь от Йоги как от духовной практики

Некоторые уходят в другие места для медитации: среди учителей, ученых, авторов и издателей, которые утверждают, что являются экспертами в йоге, многие отворачиваются от несектантской медитации йоги для своих собственных практик медитации и созерцания. Почти невероятно, но так называемые учителя йоги нередко рекомендуют своим ученикам практиковать йогу для физического тела, но при этом наставляют их, что они не должны следовать йоге для изучения таких практик, как самоанализ и медитация.

Йога как средство духовного раскрытия совместима с любой религиозной ориентацией. Довольно часто люди, которые следовали подлинным духовным практикам Йоги, сообщают, что они становятся еще ближе к своим религиозным корням. Здесь нет никакого конфликта. 

Как же так получилось, что вы этого не сделали:

Люди не заходят в ресторан и не заказывают бутылку “христианского причастия” вместе с едой. Скорее, они заказывают бутылку вина. Если бы кто-то сделал такой заказ, это было бы воспринято как шутка. Точно так же назовем ли мы вкушение хлеба вместе с вашей трапезой “христианским причастием” или просто будем называть это вкушением хлеба? Вы бы назвали принятие ванны или душа крещением? - Конечно, нет.

Но как при этом вы делаете это?

Как можно, например, зайти в оздоровительный спа-центр и заказать “йогу”, совершенно игнорируя ее истинное значение?

Учителя, пропагандирующие свою религию: тем не менее, это также печально верно, что некоторые другие учителя йоги, как с Востока, так и с Запада, преподают таким образом, что поклоняются учителям или божествам, которые не известны религиям и культурам учеников, еще больше запутывая в вопросе о том, что такое Йога на самом деле. Это не значит, что учителя не должны представлять свою религию. Скорее, дело в том, что, не признавая четко разницу между их религией и Йогой, существует большой потенциал для путаницы в природе Йоги.

И учителя, и ученики обделены: Многие современные учителя йоги упускают подлинную Йогу из-за своего непонимания, и поэтому многие из них даже не следуют этим высоким йогическим практикам. Другими словами, они не могут преподавать более подлинные аспекты йоги, если они не знают о них. В свою очередь, их ученики также лишаются подлинной Йоги и знаний древних мудрецов.

Дэвид Фроли, всемирно признанный ученый и учитель, цитируется в выпуске журнала Yoga Journal за сентябрь/октябрь 2000 года:

Йога на Западе "только поцарапала поверхность великой традиции йоги", говорит он. "Сообщество йоги на Западе в настоящее время находится на перепутье. Его недавний коммерческий успех может быть использован для создания фундамента для более глубокого учения, направленного на изменение сознания человечества. Или же она может свести йогу к простому занятию, потерявшему связь со своим духовным сердцем. Выбор, который учителя йоги делают сегодня, определит это будущее."


Программы подготовки учителей

Подготовка учителей избегает духовного: даже беглый обзор школьных и семинарских предложений покажет, что в большинстве современных программ подготовки учителей йоги, лишь небольшой процент учебных программ посвящен духовным аспектам йоги, которые являются истинным фокусом Йоги. И снова этот современный акцент на физических аспектах йоги идет в обратном направлении от подлинной Йоги древних.


Вы можете стать "сертифицированным" учителем йоги не проведя ни одной минуты лицом к лицу в присутствии учителя и изучении традиционных текстов Йоги.

Станьте сертифицированным без личного обучения: Хатха-Йога Прадипика и Йога-сутры являются двумя наиболее авторитетными текстами в йоге. В качестве примера современного состояния подготовки учителей йоги, рассмотрим наиболее известное агентство в Америке, которое претендует на сертификационные полномочия для школ йоги. Оно структурировало свои стандарты с таким акцентом на физическое, что студент может стать сертифицированным учителем йоги, не проведя ни одной минуты в присутствии учителя, изучающего эти тексты или любые другие традиционные тексты йоги.

Онлайн-сертификация учителя йоги за $49.99: как будто состояние йоги и подготовки учителей йоги еще не было достаточно плохим и вот одна онлайн-компания начала предлагать онлайн-программу обучения учителей йоги за $49.99. Все, что вам нужно сделать, это приобрести их программу с помощью кредитной карты, прочитать их материалы и сдать письменный онлайн-экзамен, который состоит из вопросов с несколькими вариантами ответов. Вы можете стать "сертифицированным инструктором йоги", а также получите онлайн-сертификат, в которой упоминается ваш счет, который можно использовать "для подтверждения ваших сертифицированных учетных данных". Интересно, что в их рекламных материалах даже объясняется, что сертификат, который вы получите, не упоминает слово онлайн.

Георг ферштейн, еще один известный ученый и учитель, цитируется в статье, опубликованной в июле-августе 2003 года в онлайн-журнале LA Yoga Magazine. Когда его спросили: "как бы вы описали йогу в США сегодня?" он ответил::

- Там полный бардак. И вы можете процитировать меня на этот счет. Все, что приходит в Америку или вообще на Запад, немедленно индивидуализируется и коммерциализируется. В традиционной Йоге всегда было большое разнообразие, и это разнообразие основывалось на опыте мастеров. Сегодня даже начинающие учителя чувствуют себя достаточно квалифицированными, чтобы внедрять инновации и создавать свою собственную систему йоги под торговой маркой.

"Итак, глядя на сегодняшнее движение йоги, часть меня чувствует себя очень опечаленной им, но затем я также вижу, что оно содержит семена чего-то лучшего. Кроме того, удивительно, что йога может быть полезной даже тогда, когда она сводится к практике позы. Но люди обесценивают себя, когда лишают Йогу ее духовной стороны."

Учителям велели молчать: Некоторые учителя Асан говорят, что они действительно понимают подлинные цели йоги и хотели бы поделиться этими высшими учениями с учениками. Однако некоторые из них, которые преподают в хорошо известных "студиях йоги" по всей стране (США), в частном порядке признались, что им прямо сказали владельцы студий не учить этому, и что если они это сделают, им больше не разрешат преподавать там. Многие другие учителя асан, которые понимают и ищут подлинную Йогу в своей личной жизни, воздерживаются делиться ею с учениками из страха потерять учеников и их оплату за занятия.

Может быть, маятник качнется назад: в то время как современное преподавание йоги, возможно, далеко зашло в последние годы, есть некоторое движение в направлении предоставления обучения, которое фокусируется на подлинном. Кажется, что маятник качнулся так далеко, что он может медленно начать качаться назад к реальным целям подлинной Йоги.

Картинка стоит тысячи слов:

Эта фотография взята из рекламы на сайте Dillards.com, который является ведущим универмагом в США. 


Названия и современные стили йоги

Последние изобретения: Природа Йоги еще больше запутывается в глазах общественности из-за того, как продвигаются ее методы. Просмотр практически любого списка из 10-12 наиболее известных современных стилей йоги быстро покажет, что почти все современные стили йоги были изобретены в последние несколько десятилетий. Очень немногие учителя йоги сегодня будут просто преподавать "хатха-йогу", систему физической йоги прошлого (которая на самом деле имела духовные цели), не говоря уже об истинной духовной йоге.

Большинство современных "стилей" йоги не существовало несколько десятилетий назад, в то время как сама Йога существует тысячи лет.

Многие используют своё имя: кроме того, многие, если не большинство современных "стилей" йоги имеют фамилию ныне живущего человека перед словом йога, как будто этот человек сам изобрел йогу. Это не значит, что эти учителя не компетентны, они могут быть превосходны в своих физических способностях. Они могут делать очень хорошую работу в рамках своих учений.

Искажение санскритских терминов: некоторые другие современные системы взяли древнее санскритское слово или фразу, которая имеет особое духовное значение, а затем адаптировали эту терминологию к некоторому набору поз или практик, которые не были частью изначального учения.

Товарный знак древних имен: кроме того, эти современные учителя затем торговали древними, традиционными именами, еще больше вводя в заблуждение ничего не подозревающую публику. Это оставляет у будущих последователей впечатление, что нынешний основатель этой системы фирменных наименований каким-то образом связан с оригинальными учениями, связанными с этим словом или фразой. Это также приводит людей к убеждению, что новые учителя, сертифицированные этим основателем, также имеют некоторый опыт или знакомство с традиционной практикой или уровнем достижения, достоверно связанным с этим словом или фразой.

Современные стили очень подозрительны: если бы вы повернули часы назад на сто лет, может быть, даже на пятьдесят, двадцать или меньше, крайне маловероятно, что какие-либо из этих современных стилей, систем или методов йоги вообще существовали бы. Большинство основателей этих современных, так называемых стилей йоги даже не родились. Поэтому эти современные стили очень подозрительны, когда, в то же время, мы говорим, что йоге тысячи лет.


Какой йогой вы занимаетесь?

Четыре традиционные школы йоги: традиционно существует четыре школы йоги. Если бы вас спросили: "какой йогой вы занимаетесь?" - ответ был бы одним из этих четырех или их комбинацией. Вкратце, четыре школы йоги:

  • Карма-Йога: Йога действия, выполнение практик при выполнении своих обязанностей во внешнем мире.

  • Джнана йога: йога знания или самоисследования, познания себя на всех уровнях посредством процесса созерцания и самоанализа.

  • Бхакти-йога: йога преданности, преданности божественной силе или Богу, практикуемая в соответствии с собственной религией.

  • Раджа-йога: медитативная Школа йоги, например, систематизированная Патанджали в Йога-сутрах.

Шесть классических школ: кроме того, важно отметить, что сама Йога классически считается одной из шести школ индийской философии.

Какой йогой вы занимаетесь?: Однако теперь, когда кто-то спрашивает: "какой йогой вы занимаетесь?" - на этот вопрос почти невозможно ответить. Теперь вопрос заключается в том, какую из многих современных адаптаций поз практикует тот или иной человек, о чем говорилось в предыдущем разделе.

Только Йога: истинный йог, тот, кто искренне практикует подлинную Йогу, может заниматься только Йогой, имея в виду некоторую комбинацию Кармы, Джнаны, Бхакти и Раджа-Йоги, в контексте шести систем индийской философии и практики. Сам по себе вопрос: "Какого рода йогой вы занимаетесь?" - является признаком замешательства, поскольку один йог, встречаясь с другим йогом, вряд ли задаст такой бессмысленный вопрос.

Парамаханса Йогананда, известный автор “Автобиографии йога”, отвечает на вопрос "Что такое йога?" в тексте суть самореализации:

- Йога означает единение. Этимологически оно связано с английским словом yoke. Йога означает единение с Богом, или единение малого, эго - я с Божественным Я, бесконечным духом. Большинство людей на Западе, а также многие в Индии, путают Йогу с хатха-йогой, системой телесных поз.

Но Йога - это прежде всего духовная дисциплина. Я не хочу принижать позы йоги. Хатха-йога - это замечательная система. Кроме того, тело - это часть нашей человеческой природы, и его нужно поддерживать в форме, чтобы оно не мешало нашим духовным усилиям. Однако преданные, которые стремятся найти Бога, придают меньше значения позам йоги. И нет строгой необходимости в том, чтобы они их практиковали. Хатха-йога - это физическая ветвь Раджа-Йоги, истинной науки Йоги. Раджа-йога - это система медитативных техник, которые помогают гармонизировать человеческое сознание с Божественным Сознанием.


Когда йога перестает быть Йогой?

Подумайте о машине с недостающими деталями: Представьте себе, что вы видите автомобиль, а ваш друг говорит: "что это?" Вы говорите: "Это машина". Представьте, что в машине не хватает колеса, и ваш друг задает вам тот же вопрос. И все же вы говорите: "Это машина". Но что, если все четыре колеса исчезли, и двери исчезли, и двигатель исчез? Тогда, что бы вы сказали, когда ваш друг спросил: "что это?" Вы можете сказать что-то вроде: "мусор". Мы можем не знать точную точку перемены, но где-то по пути, удаляя детали, вы, естественно, перестанете говорить: "это автомобиль".

Подумайте о йоге с недостающими частями: в какой момент и после какой адаптации к современной культуре йога перестает быть Йогой? Когда йога лишена своих высших целей и методов, может ли она все еще называться Йогой? Когда йога перестает быть Йогой?

Кирпичи и дом: представьте, что вы держите кирпич в руке и говорите человеку: "это дом!" Протягивать асаны (позы) и говорить: "это Йога!" - имеет такой же смысл, как сказать, что один кирпич - это дом. Оба они путают малую, хотя и полезную часть с целым.


Но это же полезно! Это помогло мне!

Один из самых распространенных комментариев, используемых для оправдания современных деволюций Йоги, заключается в том, чтобы сказать что-то вроде: "Но это полезно! Это помогло мне!" Это похоже на то, как если бы они думали, что указание на истинную природу Йоги каким-то образом противоречит выполнению других видов деятельности, которые приносят пользу людям. Аргумент состоит в том, что если люди становятся гибкими и менее напряженными, то этот метод называется йогой.

Тот факт, что физические позы (или современные модификации) эффективны, не является вопросом. Делать асаны полезно, но называть это Йогой - совсем другое дело. Тот факт, что кирпич полезен, не делает его домом. Любые физические упражнения, такие как ходьба или игра в теннис, полезны, но это не делает их Йогой. Аэробика, гимнастика, джаз и кикбоксинг также могут быть полезны, но это не делает их Йогой. Массаж, физиотерапия и дыхательная терапия полезны, но это не делает их Йогой. Психотерапия и консультирование полезны, но это не делает их Йогой.

Аргумент о том, что крошечный кусочек йоги, называемый асаной, полезен, не является законным оправданием для того, чтобы перевернуть часть и целое, и таким образом утверждать, что йога, когда она лишена своих высших целей и практик, все еще является Йогой.

 

Противники оказывают поддержку

Религиозные лидеры говорят, что йога духовна: по иронии судьбы, некоторые из самых откровенных противников йоги делают все возможное, чтобы продвигать ее подлинную духовную природу. Лидеры некоторых религиозных организаций запрещают проводить занятия йогой в своих помещениях из-за ее духовной природы. Они могут быть весьма откровенны в своем осуждении йоги. 

Предотвращение занятий из-за того, что они являются духовными: В одном недавнем примере в новостях религиозный лидер прекратил занятия йогой в своем заведении, потому что "инструктор по йоге подтвердил, что конечной целью йоги было дать участникам возможность "подняться на более высокий духовный план". Он продолжал добавлять: "Кажется совершенно неуместным, что мы должны дать кому-то платформу, которая защищает другую духовность". Хотя его действия могут быть неудачными для учеников, он открыто говорит об истинной природе йоги.

Учителя утверждают, что йога является только физической: В то же время, однако, сами современные учителя йоги часто утверждают, что йога, которую они преподают, является только физической программой, поддерживаемой врачами и медицинским сообществом, и не придают особого значения или не признают подлинных духовных целей Йоги.

Учителя и противники поменялись ролями: таким образом, мы имеем ситуацию, когда современные учителя йоги обычно игнорируют или преуменьшают духовную цель йоги, в то время как противники довольно громко говорят, что йога духовна! Эти роли фактически поменялись местами.


Что делать, если вы ищете подлинную Йогу

Признайте подлинник и адаптацию: есть много проблем, с которыми сталкиваются те, кто ищет подлинную Йогу как путь к просветлению или самореализации, которым она предназначена быть. Как и во многих других начинаниях в жизни, прогресс начинается с понимания. Понимание текущей ситуации в современном йогическом сообществе чрезвычайно поможет в обострении способности распознавать разницу между современными адаптациями и подлинной Йогой древних.

Культивируйте решимость: как только вы увидите разницу между адаптациями и аутентичностью, тогда вам потребуется решимость быть в меньшинстве, а не просто быть захваченным потоком последней причуды. Эта решимость, сопровождаемая действием, приведет подлинного ученика подлинной Йоги к подлинному пути.

Помощь придет: говорят, что когда ученик будет готов, придет учитель. Также сказано, что идеальный учитель придет к каждому ученику, в зависимости от стремлений, которые искатель держит в сердце.


Подлинный искатель 

Подлинной Йоги 

Найдет подлинный путь.


Автор - Swami Jnaneshvara Bharati

Перевел - Daniel Che (Harihara Das)

Поддержать перевод подобных статей.

Оригинал

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ресурсы к эфиру о Джайнизме

Миччхами Дуккадам