«Миротворцы» с оружием: соответствие
Новому Завету и христианской морали
Введение
Иисус Христос провозглашает заповеди блаженства в Нагорной проповеди,
включая слова: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
(Мф. 5:9). Эти слова легли в основу христианского понимания подлинного
мира и ненасилия.
Термин
«миротворцы» сегодня нередко применяется к вооружённым людям – например,
к солдатам в миротворческих силах. Возникает вопрос: насколько оправданно такое
употребление с точки зрения ненасильственной христианской этики и новозаветного
учения? В христианской традиции понятие мира не сводится лишь к отсутствию
войны; оно связано с праведностью, любовью и примирением. Ниже мы рассмотрим
библейское учение о миротворцах, его богословский смысл, взгляды ранних
христиан и современных христиан-пацифистов (меннонитов, квакеров,
анабаптистов), а также проследим историческую эволюцию понятия «миротворец» –
от евангельского идеала до его трансформации в церковно-политическом контексте.
Учение Христа о миротворцах (Нагорная проповедь)
В Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: «Блаженны
миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9)[1]. Это единственное место в Новом Завете, где употребляется греческое
слово εἰρηνοποιοί (eirēnopoioí) – буквально «делающие мир», «творцы
мира»[2]. Смысл этого слова указывает на активное созидание мира: примирение
людей, прекращение вражды и привнесение гармонии. Как отмечают богословы, в
самом термине заключён творческий подход – умение нестандартно «сотворить» мир
там, где есть конфликт[2]. Христос ставит миротворцев в один ряд с другими носителями
евангельских добродетелей (кротостью, милосердием, чистым сердцем и т.д.),
обещая им особое звание «сынов Божьих» – то есть людей, уподобившихся
самому Богу в деле любви и примирения[3].
Важно подчеркнуть, что евангельский миротворец действует
ненасильственными методами. Эта заповедь неразрывно связана с другими
наставлениями Христа о непротивлении злу и любви к врагам. В той же главе
Матфея Иисус учит: «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку
твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)[4][5], «Любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас»
(Мф. 5:44)[6]. В Гефсиманском саду Христос прямо запретил ученику применять меч,
сказав: «возьявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26:52)[7]. Таким образом, Новый Завет очерчивает образ миротворца как человека,
достигающего мира не силой оружия, а жертвой, кротостью и прощением. Мир,
который дает Христос, «не такой, как мир дает мир» (см. Ин. 14:27)
– это мир сердца, основанный на примирении с Богом и ближними, а не навязанный
силой извне[8].
Мир и насилие в раннем христианстве
Первые христиане восприняли учение Христа о любви и мире буквально,
сформировав традицию христианского ненасилия. В допостконстантиновский
период (I–III вв.) большинство церковных авторов осуждали участие в войнах и
убийствах. Например, мученик Иустин Философ свидетельствовал: «Мы…
изменили свои мечи на орала, а копья – на земледельческие орудия»[9], указывая, что христиане предпочли мирную жизнь воину. Ориген
(III в.) писал, что христиане служат царю и Отечеству не на ратном поле, а
духовно: «Мы не становимся воинами (императора), даже когда он силой
заставляет нас, – мы сражаемся за него молитвой»[10]. Для Оригена всякая пролитая кровь была несовместима с поклонением
Богу.
Другие отцы Церкви также решительно отвергали возможность христианину
быть воином. Тертуллиан утверждал, что Христос, запретив Петру
воспользоваться мечом, раз и навсегда отвратил Своих учеников от кровопролития.
Ипполит Римский в одном из древних церковных канонов постановил: ни
епископ, ни христианин не могут одобрять убийства – христианину не должно быть
в армии, а желающий пойти на военную службу должен быть отлучён[11]. Особо категоричен был мыслитель Лактанций (начало IV в.):
«Праведнику нельзя служить в армии, ибо он служит справедливости… Нет
никакой разницы – убиваешь ли ты мечом или словом, поскольку само убийство
запрещено… Убить человека всегда – великое злодеяние»[12]. Ранние христиане верили, что лучше пострадать самому, чем причинить
зло другому: «предпочтительнее пролить свою кровь, нежели запятнать руки и
совесть чужой», писал апологет Арнобий[13]. Такой радикальный пацифизм первых веков показывал, что звание
миротворца они понимали исключительно в ключе отказа от насилия и
готовности страдать за правду, но не убивать.
Пацифистские традиции: меннониты, квакеры и другие
Хотя начиная с IV века официальная Церковь стала всё больше допускать
участие христиан в справедливых, с её точки зрения, войнах (об этом – ниже),
евангельский идеал непротивления злу не исчез. Его хранили различные пацифистские
движения в истории. В Средние века против милитаризма выступали некоторые
еретические группы (например, вальденсы). Окончательно же принцип христианского
пацифизма оформился во время Реформации в XVI веке в среде анабаптистов.
Особый вклад внесли меннониты – последователи голландского
проповедника Менно Симонса. Менно, бывший католический священник, пережил
глубокое обращение, осознав, что «насилие и война противоречат Евангелию»[14]. Он учил, что истинный христианин никогда не возьмет в руки меч против
ближнего, даже врага. Слова Иисуса Петру «все, взявшие меч, от меча
погибнут» (Мф. 26:52) стали для меннонитов категорическим запретом на
любое кровопролитие. Христиане, по Менно, призваны не убивать за веру, а быть
готовыми умереть в любви даже за врагов[15]. Известен его призыв: «Наше оружие – не мечи и копья, но
терпение, молчание, надежда и Слово Божие»[16]. Последователи Менно Симонса (их назвали меннонитами по
его имени) строго придерживались принципа ненасилия, что вызывало
непонимание и гонения как со стороны католиков, так и со стороны протестантских
властей того времени[17]. Тем не менее движение выжило, и до сих пор меннониты известны
приверженностью миролюбию.
Похожей дорогой шли и квакеры (Общество Друзей) –
англо-американское христианское движение XVII века. В 1660 году, после череды
войн и потрясений в Англии, квакеры официально объявили так называемое Свидетельство
мира. В знаменитой декларации к королю Карлу II они заявили: «Мы
полностью отрицаем всякие войны и брани и сражения с внешним оружием, под каким
бы то ни было предлогом; ...мы отвергаем и свидетельствуем против всякой
борьбы, войн и раздоров… Наше оружие не плотское, но духовное»[18]. С тех пор квакеры неизменно выступают против участия в боевых
действиях. Наряду с меннонитами и церквами братьев, они принадлежат к так
называемым «историческим церквям мира», которые считают буквальное
исполнение Нагорной проповеди – в особенности непротивление и любовь к врагам –
краеугольным камнем христианской жизни[19][20]. Эти сообщества готовы идти на жертвы и даже принимать страдания или
смерть, но не брать в руки оружие. Например, во время мировых войн многие
меннониты и квакеры отказывались от призыва и шли на альтернативную
(гражданскую) службу, предпочитая тюремное заключение убийству врага. Лишь во
второй половине XX века государства стали постепенно признавать право
христиан-пацифистов не воевать – в том числе и в России, где сейчас закон
позволяет проходить альтернативную службу по убеждениям совести[21].
Официальные церкви и «справедливая война»
В истории официальных церквей (прежде всего, Православной и
Католической) отношение к войне претерпело значительную эволюцию. Если первые
три века христианство было практически абсолютно пацифистским, то после
возвышения Церкви при императоре Константине ситуация изменилась[22][23]. Возникла теория «справедливой войны», наиболее полно
сформулированная блаж. Августином. Августин признавал, что война сама по
себе – зло, но утверждал: «Несправедливость противной стороны вынуждает
мудрого вести справедливые войны»[24]. То есть греховная агрессия врага делает войну вынужденной мерой для
восстановления справедливости. По Августину, в такой войне военачальник, солдат
и народ выступают скорее слугами правосудия, чем виновниками насилия[24]. Это обосновало участие христиан во государственных войнах, если те
направлены на прекращение зла. Позднее учение о допустимости войны во имя мира
было развито схоластами: Фома Аквинский систематизировал критерии
«справедливой войны», а в новое время католические теологи (Ф. Суарес и др.)
уточняли условия, при которых христианин может брать оружие без греха[23].
Таким образом, в средневековье образ «миротворца» в официальном
церковном дискурсе трансформируется: им могли называть уже не только кротких
примирителей, но и правителей или воинов, подавляющих смуту и наводящих
порядок силой. Парадоксально, но понятие «пакс» (мир) нередко
связывалось с победой в войне: считалось, что разбив нечестивых врагов,
христианский монарх «устанавливает мир». Примеры тому – крестовые походы,
объявленные ради «мира и освобождения Святой Земли», или титул русского
царя Александра III Миротворца, который гордился тем, что его армия
своими оружием сдерживала врагов и обеспечивала мир в державе. Церкви
благословляли воинов на ратный подвиг во имя защиты Отечества и веры; возник
лик «праведного воина» (например, почитаются святые князья, павшие в
битвах). Конечно, это было далеко от изначального евангельского пацифизма. Но
такой сдвиг отражал стремление церквей сохранить влияние в воинственном мире: насилие
считалось допустимым ради охранения большего блага и мира.
Следует отметить, что даже допускав участие в войнах, традиционные
церкви всегда оговаривали: война – лишь горькая необходимость,
оправданная только при защите невинных и восстановлении справедливости.
Например, Православная Церковь канонически предписывала воинам, пролившим
кровь, временно воздерживаться от Причастия – как знак покаяния даже за
вынужденное убийство врага[25]. Тем не менее, на протяжении многих веков термин «миротворец» мог
применяться и к владыке с мечом, если он, по мнению Церкви, «поддерживает
мир» победой над злодеями.
Современное понимание и возвращение к ненасилию
Опыт жесточайших войн XX века заставил христианские церкви пересмотреть
акценты. После ужасов мировых войн голос христианских пацифистов зазвучал
громче, и многие церковные лидеры признали приоритет мира над любыми
государственными интересами[21]. Католическая Церковь особенно после Второго Ватиканского
собора (1960-е гг.) стала говорить о миротворчестве не только как о
предотвращении войн, но и как об устранении самих причин конфликтов –
несправедливости, ненависти, нищеты. В новейших католических документах идея «справедливого
мира» (just peace) вытесняет прежнюю концепцию «справедливой войны»[20]. Папы XX–XXI вв. неоднократно заявляли, что насилие не приносит
подлинного решения: например, св. Иоанн Павел II говорил, что «насилие
и оружие никогда не могут решить проблем человечества». Католический
катехизис ныне подчёркивает обязанность стремиться избежать войны любой ценой,
признавая вооружённую оборону лишь крайней мерой.
В мировом православии тоже наметилась тенденция к возврату
евангельских идеалов мира. В 2020 году была обнародована социальная доктрина
Константинопольского патриархата «За жизнь мира», в которой
провозглашено: «каждый акт насилия – грех; даже неизбежное убийство есть
убийство собственного брата». Идеалом объявлен жертвенный непротивленческий
подвиг (как у первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба)[26]. Хотя документ допускает самооборону как «трагическую
необходимость», он подчёркивает, что мотивом даже в оборонительном насилии
может быть только любовь, а не жажда мести[27]. Примечательно, что данная позиция отвергает привычную терминологию
«справедливой войны» как не соответствующую духу Христову[28]. Такой подход заметно отличается от более жесткой позиции Русской
Православной Церкви, изложенной в «Основах социальной концепции» (2000),
где защита Отечества вооружённым путём признана благородным делом[29]. Однако и в РПЦ всё чаще звучат призывы к миротворчеству в
евангельском смысле – через диалог, любовь и служение примирению народов, а не
через силу оружия. Существуют православные миротворческие инициативы (например,
Православное содружество мира), развивающие богословие ненасилия. Таким
образом, сегодня даже официальные церкви постепенно возвращаются к пониманию,
что высший идеал – мир без меча, а не «мир, навязанный мечом».
Политическое употребление термина «миротворец»
В современном светском лексиконе «миротворцами» зачастую
называют людей в форме, имеющих при себе оружие. Например, международные миротворческие
силы ООН – это вооружённые контингенты, вводимые в зоны конфликта для
прекращения огня и разделения враждующих сторон[30]. Их задача – принуждение к миру, что может включать
демонстрацию военной силы, блокаду и даже ограниченное применение оружия[31]. Солдат в голубой каске, держащий автомат, сейчас обычно именуют
«миротворцем» без каких-либо оговорок. Аналогично, государства нередко называют
«миротворческими миссиями» операции, которые по сути являются военным
вмешательством, пусть и с декларируемой целью наведения порядка. Возникла
устойчивая терминология: «поддержание мира» (peacekeeping) через
вооружённое присутствие, «принуждение к миру» силой и т.п.
С точки зрения подлинной христианской морали возникает коллизия:
термин из Нагорной проповеди используется для вооружённых людей, готовых
применять насилие. Многие богословы и верующие задаются вопросом – не является
ли это подменой понятий? Ведь евангельский «миротворец» – это, скорее,
святой Франциск, идущий с любовью усмирять озлобленных, а не солдат с
винтовкой, вставший между ними. Христианские пацифисты однозначно
утверждают: называть людей с оружием миротворцами в духовном смысле
неправомерно, поскольку мир, достигаемый оружием, обычно временный и
обманчивый. Он зиждется на страхе и подавлении, а не на истинном примирении
сердец. Квакеры, меннониты и им подобные указывают, что «мир через победу»
– хрупок и иллюзорен, тогда как мир Христов достигается лишь
преображением человека, прощением и отказом от мести. Их девиз: «Нет пути к
миру, мир и есть путь», предполагающий жизнь по принципам любви и ненасилия
здесь и сейчас, а не после устранения врагов силой.
В то же время, представители официальных церквей иногда более
лояльно относятся к светскому понятию «вооружённый миротворец». Они признают,
что миротворцы ООН или честные солдаты, разнимающие противоборствующих,
действуют из благих побуждений – остановить больший террор, спасти невинных.
Например, священники окормляют таких воинов, молясь о том, чтобы те проявляли
милосердие и удерживались от излишней жестокости. В этом смысле некоторых
военных тоже называют «миротворцами», хотя и осознают всю трагичность ситуации,
когда для достижения мира приходится брать оружие[27]. Современная христианская мысль пытается найти баланс: признать
заслуги тех, кто рискует жизнью ради прекращения насилия (например, разнимая
стороны конфликта), но одновременно напоминать, что идеал Евангелия –
непролитая кровь. По выражению одного православного документа, даже
вынужденный защитник с мечом должен проливать слёзы покаяния, осознавая
греховность всякого убийства[12].
Заключение
«Блаженны миротворцы» – эти слова Христа
остаются нравственным компасом для христиан всех направлений. Подлинный
миротворец в новозаветном понимании – тот, кто стремится установить мир
Божий: примирить людей с Богом и друг с другом, победить зло добром, а не
умножить зло ответным насилием[32]. Исторически христиане не всегда следовали этому идеалу буквально.
Появилось иное употребление термина – миротворец с оружием в руках – которое
отражает реалии падшего мира, где порой силой пытаются остановить ещё большее
зло. Однако с позиций ненасильственной христианской морали такое
употребление выглядит противоречивым. Новозаветное учение призывает скорее к переменению
сердец, чем к подавлению врага. Поэтому называть вооружённых людей
«миротворцами» допустимо лишь в оговорённом, условном смысле – как людей,
стремящихся прекратить бой. Но в полном христианском смысле миротворец –
это тот, кто вообще не берёт в руки меч. Как писал Лактанций, «убить
человека – всегда злодеяние», даже если делаешь это во благо[12].
Таким образом, с евангельской точки зрения легитимность термина
«миротворцы» по отношению к вооружённым людям весьма сомнительна. Это скорее
вынужденный компромисс в языке: попытка благим словом оправдать необходимое, но
печальное дело. Христианские пацифисты напоминают нам, что истинный мир никогда
не устанавливается штыками – он рождается в духе любви, прощения и
жертвенности. Идеал, к которому призывает Христос, – мир без оружия,
когда «волк и агнец будут пастись вместе» (Ис. 65:25) в обновлённом
мире. Пока же человечество не достигло этого идеала, употребление слова
«миротворец» к людям с оружием будет продолжать вызывать моральные споры –
побуждая нас вновь перечитывать Нагорную проповедь и задумываться, каким путём
приходит подлинный мир.
Источники: Христос, Нагорная проповедь
(Мф. 5–7)[1][4]; греч. εἰρηνοποιός – «творящий мир»[2]; высказывания ранних христиан (Ориген, Лактанций и др.) о
непротивлении[33][12]; пацифистские декларации меннонитов и квакеров[16][18]; Августин о справедливой войне[24]; современное богословие мира[27][20]; понятие миротворцев в ООН[34].
[1] [4] [5] [6] [9] [10] [11] [12] [13] [21] [22] [23] [25] [32] [33] Христианский пацифизм — Википедия
[2] [3] Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа. Протоиерей Димитрий Юревич -
Православное видео
https://azbyka.ru/video/nagornaya-propoved-gospoda-iisusa-xrista-protoierej-dimitrij-yurevich/
[7] [8] Миротворцы — кто это, миссия, права и обязанности
https://www.pravmir.ru/mirotvorcy-kto-eto/
[14] Один в поле - Журнал «Решение вместе с Decision»
https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a562016/view/odin-v-pole
[15] [17] History of the Mennonites — Fairview Mennonite Church
https://www.fairviewkalona.com/historyofthemennonites
[16] Вступление: ljwanderer — LiveJournal
https://ljwanderer.livejournal.com/673186.html
[18] КВАКЕРЫ
https://www.pravenc.ru/text/1684005.html
[19] Friends Peace Testimony
http://www.quaker.org/legacy/minnfm/peace/index.htm
[20] [26] [27] [28] [29] О ненасилии, защите и победе в контексте российской агрессии против
Украины - Public Orthodoxy - Русская версия
https://publicorthodoxy.org/ru/2023/05/17/13088/
[24] Священные войны православия: diak_kuraev1 — LiveJournal
https://diak-kuraev1.livejournal.com/182858.html
[30] [31] [34] Кто такие миротворцы. Простыми словами: Энциклопедия — Секрет фирмы
Комментарии
Отправить комментарий