Введение: Универсальная добродетель всех религий
Есть удивительная черта, которая связывает все великие духовные
традиции мира: на самой глубине мистического опыта каждая из них утверждает
ценность ненасилия, милосердия и сострадания ко всему живому. В индуизме эту
добродетель называют ахимсой, в буддизме – сознательным воздержанием от
причинения вреда и культивированием сострадания (каруна), в христианстве –
любовью (агапэ) и милостью, в исламе – милосердием (рахма) и добротой к
творениям. Современные исследователи отмечают, что общим стремлением всех мировых
религий является именно отказ от насилия, любовь, альтруизм и сострадательное
отношение ко всем существам[1]. Несмотря на различие догматов и обрядов, внутренний дух подлинной
духовности везде возвращается к ненасилию как фундаментальной ценности.
Однако история религий знает и тёмные страницы – войны и крестовые
походы, джихады и инквизиции, ритуальные жертвоприношения животных и фанатизм.
Тем не менее, время и снова величайшие святые, мудрецы и мистики разных
вероучений поднимали голос в защиту милосердия. Они своим примером доказывали,
что истинно духовное пробуждение приносит плод ахимсы – естественное нежелание
причинять вред кому бы то ни было. Рассмотрим, как идеал ненасилия проявлялся в
священных писаниях и аскетической практике индуизма, буддизма, джайнизма,
христианства и ислама, и почему ахимса можно назвать универсальным признаком
глубокой духовности.
Индуизм: Ахимса как высший духовный долг
В индийской традиции принцип ахимсы (санскр. ahiṃsā –
«невреждение») занимает центральное место. Ещё в древних Упанишадах
содержится указание на то, что милосердие и самообладание – ключевые
добродетели. В знаменитом повествовании Брихадараньяка-упанишады
говорится, как Творец дал трём классам существ единое наставление, выраженное
слогом «Да»: для богов оно означало «Дамьята» – обуздывайте себя, для людей –
«Датта» – отдавайте, а для демонов – «Даядхвам» – будьте сострадательны[2]. Таким образом, сострадание (dayā) провозглашено божественным
повелением, обязательным для всех разумных существ.
Принцип ненасилия постепенно вышел на первый план в индуизме в середине
I тысячелетия до н.э., когда зародившиеся новые учения – джайнизм и буддизм –
осудили ведические жертвоприношения животных[3][4]. Под влиянием этого даже ортодоксальный индуизм признал сочувствие ко
всем существам высшей добродетелью: позднее Будду стали почитать как аватара
Вишну, чья миссия – научить людей состраданию и запретить насилие[4]. В классическом тексте Бхагавад-гита Господь Кришна перечисляет
качества, присущие праведнику, и среди них называет «ахимсу» (ненасилие) и
«дая» (милосердие к живым существам)[5]. То же подчеркивает и мудрец Патанджали: в его Йога-сутрах
ненасилие стоит первым из нравственных обетов (яма). Он учит, что если йог
твёрдо утвердился в ахимсе, то само присутствие этого человека успокаивает
агрессию вокруг него[6].
Недаром возникло изречение на санскрите: «Ахимса парамо дхарма»
– «Ненасилие есть высшая добродетель (долг)». Свами Vivekananda писал, что «нет
добродетели выше ненасилия. Нет счастья выше того, которое обретает человек в
состоянии непричинения вреда всем живым существам»[7]. Индуистские святые и гуру на протяжении веков воплощали этот принцип.
Например, Махатма Ганди, опираясь на индуистскую и джайнскую мудрость, сделал
ахимсу основой своей духовной практики и социальной деятельности, утверждая,
что ненасилие – это выражение всепроникающей любви. Несмотря на эпизоды насилия
в эпосе (война на Курукшетре в «Махабхарате») или в истории, индийские мудрецы
всегда возвращали искателей к мысли, что уважение ко всякой жизни –
признак подлинного богопознания. В индуизме ахимса понимается не просто как
запрет на убийство, но как состояние сознания, свободное от злобы и ненависти.
Это плод духовного самообладания и видения Бога во всех существах.
Буддизм: Сострадание ко всем живым как путь просветления
Буддизм с самого начала провозгласил принцип
ненасилия (ахимсы) одним из краеугольных камней этики[4]. Первый из пяти главных обетов буддиста – воздерживаться от отнятия
жизни любого существа. Сам Будда Шакьямуни учил своих последователей вселенской
доброжелательности (метта) и состраданию (каруна). В Дхаммападе
– сборнике изречений Будды – говорится: «Всё живое боится мучений, всё живое
боится смерти; познай себя не только в человеке, но в каждом существе – не
убивай и не причиняй страдания и смерти. Всё живое желает того же, что и ты;
пойми же себя в каждом живом существе»[8]. Эти слова призывают к эмпатии: осознав, что другие так же дорожат
своей жизнью и страдают от боли, как и мы сами, человек естественно
отказывается причинять вред.
Буддийские тексты полны призывов к состраданию. В сутрах Трипитаки
Будда называет сострадание «источником неистощимой заслуги» и осуждает всякое
насилие. Например, в Чунда-сутте прямо говорится, что первое из неблагих
деяний – это лишение жизни и жестокость[9]. Будда утверждал, что ненависть не прекращается ненавистью, но только
любовью, и что зло следует побеждать добром. Идеал Будды – ахимса в мыслях,
словах и поступках, доведённая до полного непричинения вреда ни одному
живому существу.
Особенно развили тему сострадания направления Махаяны. В Махаяне
идеал святого – бодхисаттвы – это существо, достигшее просветления, но из
великого сострадания отказавшееся от ухода в нирвану, чтобы спасать всех живых.
Бодхисаттва воплощает бесконечную любовь ко всем чувствующим существам.
Знаменитый наставник Шантидева писал: «Пусть я стану защитником для
незащищённых, вождём для тех, кто сбился с пути; пусть боль всех существ ляжет
на меня – и ни одно существо да не страдает». Буддийские монахи и учителя,
от древности до наших дней (Далай-лама XIV, Тик Нат Хан и др.), неизменно учат,
что истинная мудрость неотделима от сострадания. Даже когда в истории буддизма
возникали периоды упадка или жестокости (например, междоусобицы школ,
воинственные монархи), всегда находились реформаторы, возвращавшие к
изначальному духу ахимсы. Так, царь Ашока, потрясённый страданиями,
причинёнными войной, принял буддийское учение и провозгласил ненасилие
государственной политикой, вырезав в своих эдиктах наставление: «не причинять
вреда живым существам». В буддизме ахимса – это не внешнее ограничение, а естественное
проявление просветлённого сознания, наполненного состраданием ко всему
живому.
Джайнизм: Аскетический идеал непричинения вреда
Если где и доведён принцип ненасилия до абсолютной строгости, так это в
джайнизме. Для джайнов ахимса – центральный обет, из которого вытекают
все прочие нравственные требования[10]. Джайнские монахи с беспримерной скрупулёзностью избегают причинить
вред даже микроскопическим существам: они носят марлевые повязки на лице, чтобы
не вдохнуть случайно мошку, подметают перед собой дорожку мягкой метёлкой,
чтобы не наступить на букашку[11]. В джайнизме считается, что «все стихии полны жизни», и потому
любое неосторожное движение может причинить зло какой-нибудь душе.
Основатель традиции, святой Махавира (VI век до н.э.), учил, что жизнь
священна во всех формах. Ему принадлежат слова: «Живи сам и давай жить
другим; не причиняй зла никому; жизнь дорога всем существам»[12]. Джайнские священные тексты ясно формулируют всеобщий запрет на
насилие. В Ачаранга-сутре, одном из древнейших писаний, сказано: «Учение
всех просветлённых сводится к одному: не убивай и не мучь ни одного живого
существа»[13]. А Сутракританга-сутра гласит: «Все дышащие, существующие,
живые, чувствующие твари не должны быть убиваемы, истязаемы, порабощаемы,
оскорбляемы или изгоняемы. Это чистый, неизменный Закон»[14]. Джайнские мудрецы подчеркивают, что это и есть квинтэссенция истины: «Все
существа ненавидят боль; поэтому не следует убивать их. Не убивать – вот
сущность мудрости»[15].
Интересно, что джайны рассматривают насилие не только как физический
акт, но и как внутреннее состояние. Считается, что поддаваться гневу,
ненависти, жадности – значит совершать химсу (насилие) над собственной
душой[16]. Поэтому ахимса понимается широко: это и безгневие, и всеохватное
милосердие, и отказ от эксплуатации других. В одном из джайнских текстов
мудрецы прямо говорят: «Убить любое живое существо – всё равно, что убить
самого себя. Сострадание к другим есть сострадание к себе самому. Поэтому
избегай насилия, как яда или шипа»[17]. Даже косвенное причинение вреда порицается: мудрый не одобрит
насилия, даже совершённого другими[18].
Конечно, джайны – возможно, единственная крупная религия, в истории
которой практически отсутствуют войны и преследования кого-либо. Их
приверженность ахимсе была столь велика, что они порой жертвовали собственной
жизнью, нежели нарушили этот принцип. Джайнские аскеты демонстрируют, что
непричинение вреда – это не просто мораль, а путь к внутренней свободе. Они
верят: очищая себя от даже тонкой агрессии или жестокости, человек приближается
к освобождению (мокше). Таким образом, в джайнизме ахимса – и средство, и цель
духовной практики, мера истинности любого учения (как сказано: любое
учение, допускающее насилие, считается «недостойным»[16]). Джайнская традиция своим примером повлияла и на соседние религии,
напомнив им о первостепенной важности милосердия.
Христианство: Любовь, милость и кротость вместо насилия
В христианстве идеал любви и милосердия стоит в центре учения
Иисуса Христа. В Евангелии многократно звучит призыв к ненасилию: «Не
противься злому; но кто ударит тебя по правой щеке, обрати к нему и другую»
(Мф 5:39), «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
(Мф 5:9), «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).
Самое радикальное повеление Христа – «любите врагов ваших», прозвучавшее
в Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас» (Мф 5:44)[19]. Эта заповедь устраняет саму основу вражды и насилия, требуя отвечать
на зло добром. Христос своим примером показал непротивление: когда его ученик
Пётр попытался защитить Учителя с мечом, Иисус остановил его словами: «Вложи
меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). На кресте
распятый Христос молился за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не знают,
что делают» (Лк 23:34) – высший пример всепрощения вместо мести.
Первыми последователями Христа были апостолы и мученики, которые
не сопротивлялись злу насилием. В первые века многие христиане отказывались
служить в войске и предпочитали умереть, нежели отречься от заповеди любви.
Хотя впоследствии, после превращения христианства в государственную религию,
Церковь порой оправдывала войны и репрессии, параллельно всегда существовала
мощная традиция христианского пацифизма и милосердия, особенно выраженная в
монашестве. Подвижники-пустынники, отцы Церкви и позднее святые всех
конфессий учили кротости, прощению обид и сострадательной любви ко всему
творению.
Христианские мистики доходили до мысли о любви даже к дьяволу, подобно
тому как буддийские бодхисаттвы сострадают даже демонам. Преподобный Исаак
Сирин (VII в.), великий сирийский мистик, описывал состояние совершенного
милосердия так: «Что есть сердце милующее? Это возгорание сердца о всяком
творении: о людях, о птицах, о животных, даже о демонах и всякой твари. При
мысли о них и при взгляде на них глаза такого человека источают слёзы от
великой жалости, которая объемлет сердце. И столь велико его сострадание, что
он не может слышать или видеть, что кому-то – пусть даже малой твари –
причиняют вред или печаль. Поэтому он и за бессловесных, и за врагов истины, и
за тех, кто причиняет ему зло, непрестанно со слезами молится, чтобы Бог
помиловал их… Такова [любовь] в сердце, уподобившемся Богу»[20]. Эти проникновенные слова подвижника показывают, что для истинно
святого нет чужих и врагов – все творения дороги, обо всех болит
сердце. Святитель Иоанн Златоуст учил, что милосердие заложено природой
в каждом человеке и что «человек более всего должен учиться милосердию,
потому что именно оно делает его человеком»[21]. То есть, потеряв сострадание, мы теряем и подобие Божие в себе.
Христианские святые славились любовью не только к людям, но и к
животным. Жития повествуют, как преподобный Сергий Радонежский или Серафим
Саровский кормил со руки медведя в лесу, как св. Франциск Ассизский называл
зверей и птиц братьями и сестрами. Их гармония с природой – проявление ахимсы:
святой не способен умышленно раздавить и букашку. Монах-аскет Исаак
Сирин прямо говорит, что милосердное сердце жалеет даже бесов – что уж говорить
о ближних. Подобные примеры показывают: подлинное христианство в своей
мистической глубине – это религия любви и ненасилия. Если в Средние века под
знаменем креста лилась кровь, то это воспринимается как искажение Евангелия.
Пророческие голоса (например, Лев Толстой в книге «Царство Божие внутри вас»)
призывали вернуться к заповеди непротивления злу насилием. И в наше время
христианские лидеры, такие как Мать Тереза или Десмонд Туту, олицетворяют
евангельскую ахимсу – служат милосердию, примиряют врагов, лечат, утешают, но
не ранят. Христос установил нравственный закон любви, и все подвижники,
достигшие единения с Богом, неизменно исполнялись мира, прощения и всепрощающей
любви.
Ислам: Милосердие и сострадание в шариате и суфийском опыте
В основе ислама лежит идея милости и миролюбия, хотя со стороны
это не всегда очевидно. Каждая сура Корана (кроме одной) начинается словами «Бисмиллях
ир-рахман ир-рахим» – «Во имя Бога Милостивого, Милосердного». Аллах в
исламе – прежде всего Ар-Рахман (Всеобъемлющий Милосердный) и Ар-Рахим
(Особо Милующий). Пророк Мухаммад, мир ему, говорил: «Будьте милостивы к
тем, кто на земле, – и Милостивый на небесах будет милостив к вам».
Согласно одному хадису, всевышний Аллах превзошёл Самого Себя в милосердии: «Милость
Мою превзошла гнев Мой». Сам Мухаммад назывался «рахматан лил-‘аламин»
– милостью для миров (Коран 21:107), то есть его послание рассматривается как
дар милосердия всем созданиям.
В Коране есть знаменательное высказывание (изначально обращённое к
сынам Израиля, но в исламской традиции ставшее универсальным принципом): «...Кто
убьёт одну душу не за душегубство или распространение зла на земле, тот словно
убил всех людей, а кто спасёт одну душу, тот словно спас всё человечество»
(Коран 5:32)[22]. Этот аят подчёркивает бесконечную ценность каждой жизни и внушает
трепет перед пролитой кровью невинного. Хотя в ранней истории ислама были
сражения и завоевания, духовные толкователи видят высший смысл джихада вовсе не
в военных подвигах, а в усилии против собственных пороков. Пророк
называл борьбу с эго «большим джихадом», а войну – лишь «малым джихадом». Таким
образом, внутренняя война со злом внутри себя ценится выше, чем внешнее
сражение. Настоящий мусульманин, подчёркивают богословы, – это тот, от языка и
рук которого все вокруг в безопасности.
Особенно ярко идеал вселенской любви проявился в суфизме –
мистико-Аскетическом течении в исламе. Суфии считали главной целью очищение
сердца для восприятия Божественной Любви. Они говорили: чтобы познать Бога,
нужно видеть Бога во всех и любить всех ради Него. Суфийские поэты и шейхи
оставили множество вдохновляющих изречений о сострадании. Персидский мудрец
Саади Ширази писал: «Только любовь и сострадание могут сделать тебя истинно
счастливым»[23]. Великий Руми призывал: «В гневе будь как мёртвый, а в сострадании
и милости – как солнце». Суфийская традиция полна историй о святых, которые
проявляли милосердие даже к самым униженным и грешникам. Например, есть притча
о женщине-блуднице, которая напоила водой умирающую от жажды собаку – и за этот
акт милосердия Бог простил ей великие грехи. Или рассказ о суфие, приютевшем
больного проказой неверующего – и Мухаммад явился ему во сне, благословляя за
милость к созданию Божьему.
Несмотря на существование в Коране жёстких стихов про войну
(необходимых в контексте самообороны общины), духовное сердце ислама настроено
на мир. Само слово «ислам» происходит от корня салам – мир, покой. В
раю, по Корану, приветствием будет «мир вам!». Считается, что идеальное
исламское общество – умма – достигает справедливости без насилия, через
покорность Божественной воле, которая есть милость. Как писал суфий Аль-Газали:
«Сострадание – это основа счастья», а шайх Джалаледдин Руми учил видеть
во всех людях отражение Единого, что рождает любовь и устраняет рознь. Мистики
ислама часто терпели преследования от фанатиков (вспомним трагедию Мансура
Халладжа), но отвечали на зло стойкостью и прощением.
По преданию, когда пророк Мухаммад завоевал родной Мекку, он проявил
беспримерную кротость: объявил амнистию своим врагам, сказав «идите, вы
свободны». Этот исторический момент мусульмане чтят как образец исламского
прощения. Он напоминает христианское «возлюби врагов» и буддийское «сострадание
ко всем существам». В глубине своей ислам – религия милости, о чём
говорят 99 прекрасных имён Аллаха, две трети из которых выражают доброту и
прощение. А суфии добавляют, что цель пути – стать «инсаном камилем» (совершенным
человеком), сердце которого отражает качества Творца – прежде всего любовь и
милосердие ко всему сущему.
Ахимса как плод духовного пробуждения и общий язык святости
Во всех рассмотренных традициях ненасилие выступает не просто внешним
этическим требованием, но естественным плодом глубокого духовного опыта.
Когда человек достигает внутреннего пробуждения – будь то просветление
буддийского архата, состояние сантоши (благости) йогина, обожение православного
святого или фанá (самоотдачи) суфия – в нём самопроизвольно расцветает любовь
ко всем созданиям. В этих высших состояниях душа видит единство жизни: как
говорил индийский мудрец, «тот, кто видит все существа в своём собственном Я, и
своё Я во всех существах, не причинит вреда» (Иша Упанишада). Прозревший святой
ощущает других как себя самого и потому не может более вредить, — наоборот,
он стремится облегчить страдания любого живого существа. Ахимса перестаёт
быть для него принуждением или правилом – она становится внутренней
потребностью, столь же естественной, как дыхание. Человек с пробуждённым духом
подобен солнцу: светит всем и не делает различий, на кого проливать тепло.
Великие учителя всех религий отмечали, что чем ближе душа к Богу (или к высшей
Истине), тем более она полна сострадания. Серафим Саровский говорил: «Спаси
себя, и вокруг тебя спасутся тысячи» – имея в виду, что святость излучает мир и
любовь, преображая сердца других. А буддийская мудрость гласит: «Победивший
себя несёт мир целому миру».
Конечно, не все последователи религий соответствовали этим высоким
идеалам – но свет ахимсы никогда не угасал. Если религиозные институты
впадали в фанатизм и жестокость, всегда возникало духовное движение,
возвращающее к милосердию. Так, против крестовых войн подняли голос
францисканцы, против нетерпимости в исламе – суфии, против кастового гнёта в
индуизме – проповедники бхакти (как святой Кабир, провозгласивший единство всех
вер и любовь превыше ритуалов). История духовности – это, по сути, возвращение
к любви. За внешними различиями обрядов скрывается единый внутренний закон:
«Делай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Золотое
правило, звучащее в разных вероучениях, есть практическое выражение ахимсы.
Важно подчеркнуть: ахимса – это не слабость и не просто отказ от
действия. Это активная любовь, силы которой хватило, чтобы менять
общество. В XX веке принципы ненасилия, почерпнутые из религий, вдохновили
таких лидеров, как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Они доказали, что
непротивление злу способно побеждать империю и разрушать цепи угнетения – силой
духовной истины. Их примеры опирались на древнейший духовный опыт. Ганди прямо
указывал, что ахимса для него – это воплощение учения Христа о любви к врагам и
принципа каруны Будды.
Единство духовных путей: язык любви и сострадания
Когда мы сопоставляем высшие проявления разных религий, становится
ясно, что все они говорят на языке любви. Ахимса – тот самый общий
знаменатель, который объединяет святых и мудрецов всех народов. Буддийский
бодхисаттва, христианский праведник, индуистский йог, джайнский тиртханкара или
мусульманский суфий – достигая вершины духовного пути, все они излучают
бескорыстную доброту. Их жизни свидетельствуют, что Бог есть Любовь, и
приближение к Богу рождает милосердие ко всему сущему. Такой человек не делит
существ на «своих» и «чужих», на «праведных» и «грешных» – он подобно солнцу
светит и добрым и злым.
Таким образом, ахимса выступает как универсальный признак истинной
духовности. Это своего рода лакмус: там, где есть жестокость, ненависть и
фанатизм – подлинного Бога нет, как бы ни называли себя люди. А там, где сердце
исполнено сострадания и уважения к жизни – там горит искра Божественного света.
Не случайно в разгар межрелигиозных конфликтов всегда находились мудрецы,
призывавшие помнить о сути веры. Суфийские поэты сравнивали религии с сосудами
разной формы, наполненными одним вином любви. «Формы веры различны, – говорил
Джалаледдин Руми, – но Бог один; в какой бы дом мы ни заглянули, свет внутри –
один и тот же».
Можно сказать, что милосердие – это общий язык святости.
Святители восточной церкви говорили, что даже самое строгое подвижничество
ничто без любви: «Если не имеем сострадания, то ничего не имеем» (святой Иоанн
Златоуст)[24]. А индийская Махавакья провозглашает: «Истина – едина, мудрецы
называют её разными именами». Эта истина – в том, что жизнь священна. Когда
разные религии встречаются в диалоге, чаще всего именно тема милосердия
становится мостом между ними. Представители всех конфессий могут понять друг
друга, говоря о ценности мира, о помощи бедным, о защите природы. В век
глобальных вызовов (насилие, терроризм, экологические бедствия) учение ахимсы
приобретает планетарное значение. Оно зовёт человечество к гармонии с собой
и окружающим миром.
Подводя итог, можно утверждать: во всех великих традициях духовное
сердце религии бьётся ритмом сострадания. Ахимса – не случайный частный
моральный принцип, а универсальная духовная закономерность. Это плод
внутреннего просветления, знак приближения человека к божественному идеалу.
Пути к вершине горы духовности различны, но на вершине этой горы дует один
ветер – ветер любви и ненасилия. Именно он наполняет паруса подлинно
религиозной жизни, помогая человеку пересечь океан страданий к берегу Блага. И
чем больше людей разных вер ощутят родство в этом принципе, тем ближе станет
воплощение пророческих видений – «не будут делать зла и вреда... ибо земля
будет наполнена знанием Господа» (Ис. 11:9) – мира, где сострадание
победит жестокость, а человек будет жить в ладу со всей вселенной.
Таким образом, ахимса – это душа всех глубинных духовных практик и
надежда на объединение человечества вокруг вечных ценностей любви, милости и
почитания жизни. Под разными именами, через разные притчи и молитвы, Бог вновь
и вновь говорит людям одну заповедь: «не причиняй вреда ближнему своему»,
ибо в каждом ближнем – отражение Бога и частичка тебя самого. Поняв эту истину,
мы узнаём, что все религии в сути своей – о любви, которая не причиняет зла
и тем самым исполняет высший Закон[25]. Принцип ахимсы объединяет сердца и ведёт их к свету. Ведь, как сказал
выдающийся гуманист Альберт Швейцер, «этика благоговения перед жизнью – вот
одна религия, истинная и всеобъемлющая, мудрость, древнее всех писаний».
Scriptorum est: в конечном счёте, любовь и ненасилие – единственная истинная
религия для пробуждённой души[26].
Вывод: Через призму ахимсы мы видим
удивительное духовное единство человечества. Все великие учителя учили нас
одному – быть добрыми друг ко другу и ко всем существам. И это не просто
моральный императив, а признак того, что человек нашёл Бога в своём сердце.
Когда в сердцах людей воцарится ахимса, мир приблизится к идеалу, который
провозглашали пророки, Будды, тиртханкары и святые – к царству мира, любви и
подлинной человечности. Пусть же принципы ненасилия и сострадания станут тем
общим светом, в сиянии которого все различия отступают, и останется лишь единая
семья живых существ, связанных узами взаимной любви.
Источники:
·
Резник С.В., Концепты насилия и
ненасилия в мировых религиях[1].
·
Бхагавад-гита, гл.16: ненасилие и милосердие как божественные качества[5].
·
Йога-сутры Патанджали: обет ахимсы и его сила[6].
·
Swami Vivekananda: комментарий о
высшей добродетели ненасилия[7].
·
Брихадараньяка-упанишада: притча «Дайте, будьте сострадательны»[2].
·
Дхаммапада, ст.129–130: о страхе смерти и запрете убивать[8].
·
Чунда-сутта (АН 10.176): о воздержании от убийства[9].
·
Ачаранга-сутра и Сутракританга-сутра: заповеди непричинения вреда[13][27].
·
Bhagavati Aradhana: джайнский афоризм о сострадании как отношении к себе[17].
·
Евангелие от Матфея 5:44: призыв
любить врагов[19].
·
Преп. Исаак Сирин о «сердце
милующем»[20].
·
Свт. Иоанн Златоуст о
необходимости милосердия[21].
·
Коран 5:32: ценность одной жизни
равна целому миру[22].
·
Саади Ширази: афоризм о счастье в
любви и сострадании[23].
[1] [6] [25] Концепты насилия и ненасилия в идеологии и культурных практиках
мировых религий (к постановке проблемы) – тема научной статьи по философии,
этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в
электронной библиотеке КиберЛенинка
[2] “Da Da Da”: The Timeless Wisdom of the Brihadaranyaka Upanishad
https://amitray.com/da-da-da-the-timeless-wisdom-of-the-brihadaranyaka-upanishad/
[3] [4] [9] [10] [11] [16] Ахимса — Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%B0
[5] Bhagavad Gita 16.2 : Chapter 16 Verse 2
https://www.bhoomananda.org/chantings/bhagavad-gita-16-2/
[7] Swami Vivekananda's Quotes On Yama - VivekaVani
https://vivekavani.com/swami-vivekananda-quotes-yama/
[8] Всё живое боится мучений, всё живое. Цитата Будда
https://www.oum.ru/quotes/vsye-zhivoe-boitsya-mucheniy-vsye-zhivoe-112084/
[12] More Jainism by Quotation - JainBelief.com
http://www.jainbelief.com/MoreJainismbyQuotation.htm
[13] [14] [15] [17] [18] [27] Why Animals Matter: A Religious and philosophical perspective Jainism
Quotations - Think Differently About Sheep
[19] Евангелие от Матфея, Глава 5, стих 44: Библия онлайн, Синодальный
перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР
https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/mt/5:44
[20] Сердце милующее – Симфония по творениям преп. Исаака Сирина | часть 91
из 116
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/simfonija-po-tvorenijam-prep-isaaka-sirina/91
[21] «Милосердие вложено даже в грубых и жестоких»: 15 цитат о милосердии -
История и культура - новости Православия - Союз православных журналистов
[22] Сура 5. Трапеза, 32-й аят.
[23] Цитаты суфийских мудрецов — 20 лучших суфийских цитат со смыслом -
Чемпионат
[24] Цитаты о сострадание - Цитаты известных личностей
https://ru.citaty.net/temy/sostradanie/
[26] Quote by Anonymous: “Non-injury to all living beings is the only
rel...”
https://www.goodreads.com/quotes/231359-non-injury-to-all-living-beings-is-the-only-religion-first
Комментарии
Отправить комментарий